О том, как структурные изменения сказываются на промышленности Красноярского края, а также перспективах развития рассказывает министр промышленности, энергетики и ЖКХ региона Александр Ананьев.
Александр Александрович, сегодня российская экономика проходит сложный этап адаптации к новым внешним условиям. Каковы ключевые последствия этой трансформации?
– Как и любые другие текущие изменения вывели всех из привычного уклада, разрушив сложившиеся хозяйственные связи в глобальной экономике, изменив логистику поставок. Но при этом сложившаяся ситуация открыла для бизнеса и новые возможности. Тот бизнес, который готов предложить рынку качественный, конкурентоспособный продукт, сегодня максимально загружен заказами. И это подтверждается официальными статистическими данными. Рост промышленного производства в Красноярском крае в 2022 году составил 2,9%, а по отдельным видам экономической деятельности – почти в два раза.
Наибольший рост наблюдался в видах экономической деятельности по производству машин и оборудования – 37,3%. На 72,6% выросло производство компьютеров, электронных и оптических изделий.
Безусловно, такой рост в первую очередь связан с необходимостью импортозамещения и вовлечением предприятий машиностроения в производство запасных частей, комплектующих к импортному оборудованию. В крае появились новые производства: станки плазменной резки с ЧПУ Giperplasma, машины термической резки металла, вездеходы, изделия из огнеупорных материалов.
Верно говорить, что флагманами импортозамещения стали именно «тяжелые» отрасли?
– Это верно, но лишь отчасти. Машиностроительные предприятия действительно очень активно участвуют в освоение импортозамещающей продукции. Имея уникальные конструкторские и инженерные компетенции, они качественно меняют продукцию, превосходя импортные аналоги.
Лидеры в этой области – компания «НПЦ Магнитной гидродинамики» и ОКБ «Микрон». В 2022 году активно развивалось производство комплектующих и узлов для импортного оборудования посредством обратного инжиниринга.
Однако, помимо машиностроения, в крае начали производить удобрения, гель и кондиционеры для стирки, широкий ассортимент бытовой химии. Это направление ранее в крае почти не развивалось.
Резюмирую – свято место пусто не бывает. И на примере экономики края могу сказать, что санкции, по сути, предоставили возможности для развития российского бизнеса, и это, безусловно, хорошо.
Очевидно, что бизнес сегодня во многом опирается на инструменты поддержки со стороны государства. Какую поддержку тем, кто готов работать и развиваться, предоставляет регион?
– В крае принят практически полный набор инструментов налоговой поддержки, который в соответствии с федеральным законодательством может быть реализован в субъекте РФ.
Кроме этого, в 2022 году в регионе создан фонд развития промышленности с капитализацией более 1 млрд рублей. Через фонд можно получить займ на реализацию инвестиционных проектов в обрабатывающих производствах – от 5 млн рублей до 100 млн рублей на срок до 5 лет от 1 до 5% годовых. Тело кредита заемщик начинает возвращать с третьего года реализации проекта.
Это хороший и востребованный механизм, который решает вопрос долгих и дешевых денег. Так, в 2022 году займы получили организации на реализацию 11 проектов на сумму более 625 млн рублей. Еще 10 организаций были поддержаны по привлечению оборотных средств. Объем поддержки составил более 186 млн рублей. Мы продолжим развитие программ фонда и в этом году.
Для предоставления земельных участков без проведения аукциона утвержден перечень критически важной для импортозамещения продукции.
Реализуются административные меры, направленные на выявление потребностей в импортозамещающем оборудовании, узлах и комплектующих. Наиболее активно эта работа была выстроена в первом полугодии 2022 года. Благодаря этому в результате обратного инжиниринга удалось снять острые вопросы по ремонтному фонду для лесозаготовительной, добывающей промышленности.
Перечень мер поддержки федерального уровня постоянно расширяется. Одно из последних нововведений – кластерный подход. Как работает этот механизм?
– Федеральное законодательство действительно предоставляет много возможностей для поддержки бизнеса. Кластерный механизм реализации проектов – один из тех механизмов, реализация которых в крае возможна исключительно при поддержке бизнеса.
Ранее в крае было много попыток создать кластеры, но по ряду причин, которые сегодня бессмысленно обсуждать, это не состоялось. Почему я говорю об этом сейчас? 22 декабря 2022 года внесены изменения в постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».
Самые существенные изменения коснулись понятия функциональной зависимости. Так, теперь в Постановлении отсутствует требование об обязательном значении отгрузки продукции (ранее 20% от выпуска должно было потребляться внутри кластера) участникам промышленного кластера.
Сейчас подтверждение функциональной зависимости будет подкрепляться договорами о поставке продукции и (или) реализации проекта по производству импортозамещающей продукции промышленного кластера.
Значительное изменение также касается высшего административного органа промышленного кластера – специализированной организации. Теперь, в качестве специализированной организации промышленного кластера могут выступать в том числе государственные фонды развития промышленности, создаваемые субъектами Российской Федерации. Нет требования, чтобы 50% участников выступали учредителями специальной организации.
Необходимое количество участников промышленного кластера сократилось с 10 до 5. Но при этом впервые введено требование по обязательному наличию не менее чем трех проектов по производству импортозамещающей продукции. Ключевой итог этих нововведений – вышеперечисленные требования значительно упростили процедуру формирования промышленного кластера.
Почему бизнесу выгодно объединяться в кластеры?
– Участники промышленных кластеров могут претендовать на возмещение затрат на приобретение покупателем стартовой партии в объеме не более 50% затрат, но не более 150 млн рублей для одного заявителя. Одним из важных условий предоставления субсидии является обязанность покупателя произвести промышленную продукцию с использованием стартовой партии. Все эти нововведения закреплены изменениями, внесенными 23 декабря в постановление Правительства РФ в нормативный правовой акт ПП РФ № 41 от 28 ноября 2016 г.
До внесения изменений подразумевалось возмещение до 30% затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера, но не более 300 млн рублей. Новая мера поддержки позволит эффективно стимулировать производство импортозамещающей продукции на стадии пилотирования. Планируется, что в течение 2023 года появятся другие меры поддержки участников кластера.
Еще один механизм, направленный на развитие кооперационных связей бизнеса, – доращивание поставщиков. В чем его суть?
– Цель программы – поддержка проектов, связанных с разработкой (доработкой), созданием (расширением) производства и внедрением новой продукции под задачи российских корпораций. При наличии корпорации-заказчика, заинтересованной в создаваемом продукте, компания-исполнитель может получить грант в размере от 25 до 250 млн рублей при условии софинансирования в размере 100%.
Грант предоставляется на такие цели, как разработка (доработка) новой продукции (НИОКР, внедрение приоритетных технологий); испытание новой продукции; создание/расширение/модернизации производства; изготовление пилотной партии новой продукции; сертификацию, практические испытания и опытно-промышленную эксплуатацию продукции у корпорации-заказчика. Техзадание на разрабатываемый продукт должно утверждаться корпорацией-заказчиком. Важный нюанс: осваиваемая продукция не должна иметь российского аналога.
Программа запущена постановлением Правительства РФ от 17 марта 2022 года № 392. Оператором данной мер поддержки, к которому необходимо обращаться является АНО «Центр поддержки, инжиниринга и инноваций».
Осенью запущен абсолютно новый механизме поддержки – промышленная ипотека. Какие возможности для развития бизнеса он открывает?
– Промышленная ипотека — это льготный кредит для покупки производственных площадей для быстрого запуска или расширения бизнеса. Логика следующая: приобретая готовую производственную площадку, бизнес легче сможет запуститься с «нуля».
Как и любая льготная ипотека, этот механизм предусматривает возмещение банкам льготной ставки из федерального бюджета. Воспользоваться программой могут как предприниматели, так и компании. При этом бизнесмены должны работать в сфере промышленности. Если взять ОКВЭД, то код деятельности должен относиться к разделу «С» – обрабатывающие производства. Программой предусмотрены две льготные процентные ставки 3 и 5% годовых. Срок кредитования – не более 7 лет, а кредитный договор содержит условие о залоге купленной промышленной недвижимости.
Заемщики кредитуются под следующие объекты недвижимости: здания, строения, сооружения либо части сооружений, приобретаемые для промышленного производства. Одним из условий для получения кредита является использование заемщиком не меньше чем 50% площади купленной недвижимости под производство. Это условие должно выполняться в период действия кредитного договора с даты, не позже чем через 3 года с момента его заключения.
Поскольку среди бизнеса края больше востребовано строительство промышленных объектов либо реконструкция, а эти направления в рамках госпрограммы не финансируются в крае, принято решение запустить программу промышленной ипотеки через региональный фонд развития промышленности. Полагаю, что она заработает со второго квартала этого года.
Кроме того, на уровне РФ готовятся предложения о расширении действия промышленной ипотеки и на строительство.
текст: Наталья Повольнова, фото: пресс-служба Министерства промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края