Основные озвученные им тезисы – в нашем материале.
Санкционный режим стал вызовом для энергетической системы Красноярского края. Это признал министр промышленности, энергетики и ЖКХ региона Александр Ананьев в интервью информагентству «ФедералПресс». Основная проблема в том, что на импорт приходится основная часть используемого здесь энергетического оборудования, в первую очередь – автоматики, телемеханики, релейной защиты.
В то же время некоторая техника производится не только в России, но и непосредственно на территории региона. В качестве примера он привел красноярский завод электротехники «Про-Ток», который может закрыть потребность в низковольтных комплектных устройствах, комплектных распределительных устройствах и разнообразных трансформаторных подстанциях.
«Сейчас мы анализируем инвестиционные программы электросетевого комплекса. Предприятия делают все, чтобы выполнить мероприятия в намеченный срок.Особенно внимательно смотрим мероприятия, связанные с цифровизацией – а там в основном используется импортное оборудование. Безусловно, есть риски смещения сроков реализации. Но при этом мы четко понимаем, что через некоторое время либо будет создан качественный отечественный продукт, либо определены «новые» поставщики импортного оборудования», – поделился министр.
Большим уроком для региона стал 2015 год, когда Красноярский край фактически впервые столкнулся с санкциями. Тогда адаптироваться к ситуации удалось оперативно, и этот опыт может быть полезен и сегодня.
«Но в любом случае в долгосрочной перспективе нам необходимо создавать качественную, конкурентоспособную продукцию, чтобы в полном объеме экономика России была независима. Все возможности для этого есть – и научный потенциал, и сырьевая база, и инновационные разработки во многих вопросах», – добавил он.
Глава Минпромэнерго рассказал, что выходом из ситуации может стать усиленное создание технопарков, пригодных для открытия на их площадях новых производств, модернизация нынешних мощностей, а также подготовка законодательной базы, стимулирующей создание в крае новых производств. Например, это система специального инвестиционного контракта, позволяющего привлекать инвестиции на разработку и внедрение современных технологий производства продукции, которая конкурентоспособна на мировом уровне. Такие инвесторы будут получать налоговые льготы, возможность получения статуса единственного поставщика по госзакупкам, упрощенный доступ к мерам поддержки.
Большой пласт работы министерства связан и с решением экологической проблемы – частный сектор в составе около 16 тысяч домовладений вносит существенный вклад в общий объем выбросов в окружающую среду Красноярска. Какое-то время выход виделся в переводе их на электроотопление, но сегодня эту перспективу оценивают уже спокойнее, оценивая все риски.
«Например, в Минусинске переход на электрическое отопление потребует порядка 7 миллиардов рублей на усиление сети, и все мероприятия займут не один год. А это будет означать повышение тарифа для всех потребителей. В целом по мере реализации проекта электроотопления будут возникать новые прикладные вопросы. Например, увеличение объемов потребления повлияет на размер перекрестного субсидирования, а постановление правительства РФ прямо запрещает его повышать», – объясняет Ананьев.
Если в советские времена тариф для населения в зависимости от наличия электроплиты составлял от 2 до 4 копеек за кВт*ч, а для промышленных предприятий – 0,98 копеек, то сейчас все наоборот: частные потребители платят меньше. Это и называется перекрестным субсидированием, то есть промпредприятия платят больше, чтобы люди платили меньше. Появление льготных потребителей будет означать увеличение тарифа. К этому добавляются технические вопросы: не везде есть техническая возможность для переключения, и это создает угрозу пожаров в частном секторе.
«Поэтому от идеи использования электроотопления мы не отказываемся, но проблему нужно решать комплексно. Например, с использованием подключения частных домов к системам централизованного теплоснабжения, и есть целые микрорайоны, где это реально сделать. Рассматривается вопрос оборудования отопительных установок, которые будут использовать сжиженный углеводородный газ – газгольдеры на несколько домов», – объясняет министр промышленности, энергетики и ЖКХ региона.
Есть также вероятность выделения средств по федеральной программе «Чистый воздух», которые можно будет направить на установку оборудования, работающего на угле и древесных пеллетах. Это кратно сократит объем выбросов в сравнении с используемыми сегодня обычными печами. Уже намечены испытания таких котлов, которые позволят оценить экологический эффект при сжигании разных видов топлива.
«И переход на электроотопление будет использоваться в тех местах, где нет возможности изменить систему иными способами. Надо пониматься, что в Красноярске живет 1,1 млн человек, а в частных домах – 50 тысяч. И наша задача не в том, чтобы снизить тарифы для частных домовладений, а в том, чтобы создать условия для комфортного проживания всех граждан», – разъяснил Ананьев.
Министерство держит в поле внимания и ранее прозвучавшие на федеральном уровне предложения по строительству на территории Сибири новых городов. С активизацией темы импортозамещения это направление приобрело дополнительную актуальность.
«Каждому такому населенному пункту найдется своя прикладная задача. Больше того, у Красноярского края есть в этом плане некоторый опыт, связанный с относительно недавним проектом освоения Нижнего Приангарья и строительства Богучанской ГЭС», – считает Ананьев.
При этом новые населенные пункты не будут нуждаться в дополнительной электроэнергии. Красноярский край – энергопрофицитный регион, избыток энергии располагаемой мощности составляет 5 837,03 МВт.
«Помимо Богучанской ГЭС, которой мы коснулись, на севере расположен каскад ГЭС, который обеспечивает Норильский промышленный район и Игарку, большое количество ТЭЦ (Красноярск, Канск, Минусинск, Назарово, Зеленогорск), есть Березовская ГРЭС в Шарыпово, которая мало загружена, – так исторически сложилось. Так что мы можем выполнить любую задачу, и на территории края разместить столько городов, сколько нужно», – добавил министр.
Еще одна федеральная инициатива, находящаяся в непосредственной сфере ведения Минпромэнерго, – поручение президента РФ Владимира Путина по развитию возобновляемых источников энергии в стране. Тема непростая: согласно подсчетам, в регионе стоимость 1 кВт*ч от ВИЭ будет достигать 6 рублей, в то время как сегодняшняя цена электроэнергии на оптовом рынке составляет 1,5 рубля. Однако это не отменяет развитие здесь ряда проектов, включая уникальные для страны.
Например, строительство автономной гибридной энергоустановки в пгт. Тура в Эвенкийском районе. Компания «Хевел» строит электростанцию на основе использования солнечной энергии. Фотоэлектрическая станция значительно сократит расход дизельного топлива на выработку электрической энергии, повысит надежность и качество электроснабжения потребителей.
«Эвенкийский район – это изолированный район, нет связи с единой энергосистемой, и стоимость традиционной выработки энергии – более 50 рублей за кВт*ч – более чем в 20 раз выше, чем в Красноярске. Поэтому установка таких объектов существенно снижает бюджетные расходы, не говоря о том, что это очень интересный эксперимент – как в условиях Крайнего Севера будут себя показывать такие технологии. Я не знаю в Заполярье примеров станций такого масштаба», – поделился министр.
Есть и проекты, связанные с ветряной энергией. Ветрогенераторы «Терус», которые сегодня разрабатывает компания «Микрон» в Красноярске, смогут вырабатывать и тепло, и электричество. Первый эффект можно будет оценить уже в нынешнем году.
«В целом же мы придерживаемся позиции, что развитие ВИЭ должно иметь под собой экономическую основу. Если вспомнить позапрошлогоднюю зиму, то ветрогенерация и другие возобновляемые источники довольно сильно подвели Европу в условиях морозов. А мы живем в еще более сложном климате и должны быть уверены в надежности. Нужно взвешивать все: будут ли такие технологии востребованы, готовы ли мы платить за них больше?» – добавляет он.
Ананьев напомнил, что экологический эффект от альтернативной энергетики также не очевиден. Утилизация выработавших свой ресурс объектов ВИЭ нередко наносит природе ущерб больших масштабов, чем польза, которую они успевают принести. Есть неопределенность и с самим термином «зеленой» энергетики: АЭС в этот перечень то вписывают, то вычеркивают из него. Не говоря о том, что в СФО 60% энергии вырабатывается на ГЭС, которые сами по себе относятся к возобновляемым источникам.
«Поэтому сегодня наша стратегия – производить энергию в первую очередь традиционным способом и при этом реализовывать экологические программы, чтобы минимизировать ущерб для окружающей среды, в том числе пресловутый углеродный след», – резюмировал Алесандр Ананьев.