Реклама 18+ ООО «ТЕВЕКС», ИНН 5003106847spot_imgspot_img
Вторник, 15 октября, 2024
Реклама 18+ ООО «ТЕВЕКС», ИНН 5003106847spot_imgspot_img

АО «Спецтехномаш»: тяжелое машиностроение – разворот к российским производителям

Российские предприятия специального технологического машиностроения могут и готовы производить импортозамещающую продукцию под требования заказчика.

Инвестпроекты

Но готовы ли к импортозамещению заказчики? Что необходимо для роста отрасли? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью с Аркадием Никитиным, генеральным директором красноярского завода «Спецтехномаш».

– Аркадий Евгеньевич, с уходом иностранных игроков настало благодатное время для отечественного машиностроения. На многих предприятиях экономические показатели значительно увеличились. Что нужно, чтобы положительная динамика в развитии отрасли сохранилась в дальнейшем?

– Объем выпуска продукции на АО «Спецтехномаш» в 2022 году вырос на 41% по сравнению с 2021 годом, все иные показатели также растут, включая налоговые отчисления. На значительный рост, безусловно, положительно повлияло введение санкций. Однако, стоит отметить, что освободившуюся нишу импорта из недружественных стран сегодня активно занимают не только российские производители, но и новые игроки из дружественных стран: Китая, Турции.

Если не разработать механизмы заградительных пошлин для развития машиностроительной отрасли, уже в ближайшее время оборудование иностранного производства вновь займет прежний уровень присутствия на предприятиях РФ.

Если в стране выпускается продукция, то приоритет должны отдавать российскому производителю, иначе заменим все на Китай. Горнодобывающие предприятия зачастую настаивают, чтобы оборудование было импортное, хотя наше по качеству не уступает. Единственное, в чем мы проигрываем, – внешний вид, упаковка. Сегодня мы еще не можем заместить все импортные материалы, изделия и комплектующие – необходимо ставить такую задачу на уровне государства. Кроме того, заказчики должны с терпением относиться к переходу на российское оборудование, активно участвовать в софинансировании разработок, испытании машин и агрегатов. Нужно развивать отраслевые институты, научный потенциал, заниматься разработкой, испытанием. Одним словом, работать на перспективу, думать о конкурентоспособности производимой продукции, в том числе на мировом рынке.

– По каким причинам заказчики не готовы проводить опытно-промышленные испытания? И какие риски несет машиностроительное предприятие при разработке новой продукции?

– Новое – всегда риск. В свое время многие предприятия выстроили технологические цепочки на основе импортных производителей и сегодня находятся под риском остановки выпуска продукции. Обращаются к нам. Мы не можем гарантировать, что сразу получим результат. Нужно время. Как правило, нам поступает техническое задание, где уже оговорены все характеристики, с требованием 100% производительности, максимальной гарантии. Наше предприятие готово изготовить новое оборудование, но у нас нет испытательного полигона, времени на крупномасштабные испытания при полной загрузке углем, рудой. Ждать и проводить испытания на своих площадках заказчики не готовы, выставляют штрафные санкции, если по итогам испытаний оборудование не покажет ожидаемой эффективности.

Оборудование для машиностроения

Но даже если все прошло успешно, у заказчика есть только право, а не обязанность купить это оборудование. Не нужно объяснять, почему новое оборудование, научные исследования, разработка и производство требует в разы больше затрат, чем производство серийной продукции. Если выходить на закупки, то новое оборудование не выдержит конкуренции. Главный критерий на закупках, к сожалению, цена. Технические качества, опыт в отрасли, надежность поставщика не учитываются. Внедряя что-то новое, все стороны должны смириться с определенной долей риска и идти друг другу навстречу. Только взаимодействие государства, добывающих, металлургических компаний и производителей позволит достичь успеха в достижении технического суверенитета.

– Что помогает предприятию развиваться?

– Традиции тяжелого машиностроения. Завод «Спецтехномаш» создан на базе производства нестандартизированного оборудования (ПНО) Красноярского завода тяжелых экскаваторов. Предприятие работает по полному циклу, от чертежа до готовой машины. Разрабатываем, комплектуем, создаем машины весом до 50 тонн. АО «Спецтехномаш» обладает внушительной производственной базой. Оборудование производится в строгом соответствии ГОСТ, ТУ, иной технической документацией, сертифицировано, имеет соответствующие разрешения на применение РТН, экспертизы промбезопасности, качество оборудования отслеживается на всех этапах производства, от закупки комплектующих до отгрузки продукции покупателю.

ГИСТ 72 1

За время существования предприятия освоено около сотни видов различного оборудования, во многих модификациях и под заказ. Потребителями нашей продукции являются предприятия угольной промышленности, черной и цветной металлургии, отрасли по добычи ценных минералов и нерудных ископаемых.

– Много лет АО «Спецтехномаш» является якорным резидентом Индустриального парка «Красный Яр», недавно стал резидентом Красноярской технологической долины. Почему выбираете промышленный парк?

– Не слишком высокая рентабельность предприятий машиностроительной отрасли не позволяет выделять достаточно средств не только на техническое перевооружение и создание инновационной продукции, но и на приобретение собственных производственных площадок, строительство зданий, сооружений. В этой части промышленные парки помогают предприятию, предоставляют необходимую инфраструктуру на условиях договора аренды. Когда наше предприятие вынуждено было переехать с площадки Экскаваторного завода, мы выбрали Индустриальный парк «Красный Яр».

ПБШ 150

Ремонт помещений выполнен был в счет аренды, сократив наши расходы. Сегодня управляющая компания Индустриального парка «Красный Яр» снимает все непрофильные для нас вопросы по обслуживанию предприятия. Технические службы работают по нашим требованиям. Единственное, чего не хватает, – льгот и преференций. В Красноярском крае никакие льготы резидентам индустриальных парков до сих пор не предоставляются. Надеемся, ситуация изменится в скором времени. В этой части выгодно быть резидентом ОЭЗ – Красноярской технологической долины.

Производственный цех

Считаю, что развитие машиностроительного комплекса возможно на базе промышленных парков. Конкурентным преимуществом промпарков могла бы стать кооперация резидентов, объединение на одной площадке предприятий по кластерному принципу. Например, объединить предприятия машиностроения, металлообработки, станкостроения, разработки программного обеспечения, химическую промышленность, проектирования. И создать понятные и простые организационно-экономические модели взаимодействия между участниками кластера. Создать такие кластеры можно только при соответствующей политике органов власти.

– Что, на ваш взгляд, еще необходимо для роста машиностроительной отрасли, достижения технологического суверенитета?

– Решить проблему кадрового голода и дефицита рабочих специальностей. Со своей стороны, мы, как работодатели, обеспечиваем высокий уровень дохода сотрудников завода. Взаимодействуем с учебными учреждениями по подготовке кадров, проводим прак­тику на предприятии. Но это проблему не решает. На государственном уровне необходимо повышать прес­тиж рабочих профессий.

Если не разработать механизмы заградительных пошлин для развития машиностроительной отрасли, уже в ближайшее время оборудование иностранного производства вновь займёт прежний уровень присутствия на предприятиях РФ».

Возвращать систему подготовки инженерно-технических кадров. Развивать отраслевые машиностроительные институты. Осуществлять целевое обучение, гарантировать предприятию под хорошо оплачиваемое рабочее место высококвалифицированного специалиста. Без подготовки кадров невозможно технологическое будущее.

текст: Мария Анфимюк, фото: АО «Спецтехномаш»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

38 − = 30

Читайте также: