Число вакансий слесарей выросло на 27%, сварщиков – на 19%, а больше 50% опрошенных компаний Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) нуждаются в профессиональных рабочих.
Одной из причин возникшего дисбаланса на рынке труда является массовый отток мигрантов из-за пандемии. Параллельно с этим снизилась и внутренняя миграция россиян. По данным Росстата в 2020 году, внутренних мигрантов стало меньше на 520,4 тысяч человек, или на 12,9%, по сравнению с предыдущим годом. Потребность в квалифицированных кадрах испытывают не только отдельные предприниматели, но и целые города.
Другая причина дефицита – демографическая яма. За последние 10 лет число людей в возрасте от 20 до 24-х лет снизилось почти вдвое – с 12 млн человек до 7 млн человек. Людей в возрасте от 25 до 29 лет тоже стало меньше, а это один из самых активных возрастов для трудоустройства.
Работодатели сталкиваются не только с дефицитом кадров, но и со снижением качества их подготовки. Основная задача среднего профессионального образования – давать сильные практические навыки, но они очень отстают от реальных потребностей бизнеса.
Несоответствие компетенций работников требованиям работодателей растет и остается одной из главных проблем мирового рынка труда. Например, в рабочих специальностях не хватает специалистов, которые сочетают гибкие навыки и профессиональную экспертизу.
Еще одна проблема – недостаточная оснащенность колледжей и техникумов. В большинстве учебных заведений стоит устаревшее оборудование, которое не соответствует современным производствам.
Но есть и хорошие новости. Выпускники школ стали чаще выбирать среднее профессиональное образование – около 60% выпускников девятых классов. В начале 2000 годов СПО выбирали только 10–12% учеников. В России более 3,6 тыс. средних учебных заведений, в которых учатся около 3,3 млн студентов. Больше 2 млн студентов учатся на бюджете.
Согласно данным Института образования НИУ ВШЭ, изменился социальный статус студента колледжа – представление молодежи о карьере меняются, а высшее образование становится менее доступным. Самые популярные программы среднего профессионального образования: «Информационные системы и программирование», «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».
Спрос на работников производства и добывающей отрасли вырос в третьем квартале 2021 года на 45% по сравнению с аналогичным периодом в 2020 году.
По данным BusinesStat в 2021 году, количество студентов среднего профессионального образования в России в 2016–2020 годах выросло на 17,2% – с 2,85 млн человек до 3,34 млн человек. Но только 60% из них находят работу по специальности. Чтобы увеличить этот процент, нужно приблизить подготовку колледжей к требованиям работодателей. Для этого в Министерстве просвещения России разработали федеральный проект «Профессионалитет».
Создатели проекта планируют вовлечь представителей профессиональных сообществ в среднее профессиональное образование. Действующие игроки рынка станут инвесторами образовательной системы и смогут сформировать свои запросы к программе, вовремя скорректировать подготовку студентов и помогут им найти работу. Для этого за инвестиции в среднее профессиональное образование планируют ввести специальный налоговый вычет.
В техникумах и колледжах планируется введение новых образовательных программ, они будут короче, но практичнее и интенсивнее: до 2-х лет для рабочих профессий, до 3-х лет – для более технологичных. Также планируется создать центры молодежных инициатив внутри учебных заведений.
Участие в программе примут около 150 000 студентов, обучающихся по специальностям железнодорожной, атомной, металлургической, нефтегазовой и нефтеперерабатывающей отраслей, в области машиностроения и легкой промышленности. Для этого в проект с 2022 по 2024 год инвестируют около 30 млрд рублей.
Проект поможет развить государственно-частное партнерство в сфере СПО. Именно в таком формате 10 лет назад был создан проект «Будущее Белой металлургии» в Первоуральске Свердловской области. Инвестиции в образовательную инфраструктуру составили более ₽1,5 млрд. За это время по программе было подготовлено больше 1 500 специалистов для инновационных производств.
«Будущее Белой металлургии» – одна из первых программ в России, основанная на дуальной модели: 60% обучения студенты осваивают и отрабатывают практические навыки, 40% – изучают необходимую теорию. Благодаря такому подходу за 3 года и 10 месяцев студенты могут освоить две основные и две смежные профессии, получить квалификационные разряды и реальный производственный опыт не менее полутора лет.
Другой пример государственно-частного партнерства – профильный колледж HINO в Подмосковье. Его открыли в 2019 году на базе Химкинского техникума, на котором готовят рабочих для производства грузовиков на автозаводе. В колледже создали новый учебный корпус, лаборатории и мастерские, разработали 11 модульных образовательных программ, опираясь на требования будущих работодателей.
Дуальное обучение помогает предприятиям корректировать подготовку студентов, делая акцент на специфику своей работы, и потом набрать в штат специалистов, которых уже не потребуется дополнительно обучать. А колледжам и техникумам – обучать студентов навыкам, которые действительно пригодятся на рынке труда.
текст: Кристина Симонова, фото: stankoinstrument.ru