Реклама 16+, АО «Промсинтез» ИНН 6335007320spot_imgspot_img
Четверг, 18 июля, 2024

Сложный, но единственно верный путь промышленного суверенитета

О диалоге бизнеса и власти, промышленном суверенитете, поддержке российских товаропроизводителей и потенциале Сибири – в интервью с зампредом комитета Госдумы по промышленности и торговле Александром Дроздовым.

Инвестпроекты

Александр Сергеевич, часто депутаты Госдумы взаимодействуют с бизнесом?

Скажу от лица комитета по промышленности и торговле: каждую неделю и по несколько раз.

Для подготовки законопроектов и контроля за исполнением профильных госпрограмм мы с коллегами привлекаем отраслевые Экспертные советы при Комитете. Всего их тринадцать, два из которых сформировали в прошлом году: по развитию космической промышленности и по технологическому суверенитету в автомобилестроении. Для работы в экспертных советах приглашаем представителей ведущих предприятий со всей страны.

Также важная часть работы – личное посещение предприятий в регионах. В 2022 году, с приходом санкций и уходом иностранных поставщиков, в день объезжал по 2–3 завода. Брал с собой коллег из регионального Минпрома, Фонда развития промышленности, Союза промышленников и предпринимателей, чтобы непосредственно на производстве обсудить необходимые меры поддержки. Быть в постоянном контакте с реальным сектором – единственно верный путь для своевременной законодательной работы.

Можно назвать ваш опыт успешным? Слышит ли власть региональный бизнес?

Слышит и даже действует. Полтора года убеждали Правительство внести в Госдуму законопроект с изменениями в 44 и 223 ФЗ в части преференций для российских производителей. Внесли. Это был самый частый запрос малых и средних производственных предприятий: «Мы готовы производить больше и дешевле, но нужен стабильный рынок сбыта». Для понимания, в 2023 году компании с госучастием расторговали по 223 ФЗ 8 триллионов рублей только среди субъектов МСП, чья доля в закупках не превышает четверти.

После 2022 года было несколько вариантов как диверсифицировать экономику и промышленность. Первый простой и понятный – поменять западных импортеров на восточных и существовать в парадигме параллельного импорта. Второй сложный и непонятный – начать производить самим и работать над промышленным суверенитетом. Я был и остаюсь за второй вариант.

За прошлый год рост промышленного производства достиг 7,5 процентов. В отдельных несырьевых отраслях 15 и 20 процентов. В купе с законодательным закреплением юридического статуса российской промышленной продукции и ее производителя, корректировка ФЗ о закупках создает хороший задел для дальнейшего развития внутреннего производства.

Над какими еще законами работаете прямо сейчас?

На сегодня в комитете на рассмотрении 34 законопроекта. Одна из прорывных инициатив – законодательное оформление инжиниринга и промышленного дизайна как полноправных отраслей промышленности. Было показательно, насколько он своевременный, когда после первого чтения в Госдуме организовал его обсуждение с промышленниками в Красноярске. Порядка 40 экспертов, в том числе и из смежных сфер, присоединились к работе над формированием поправок и предложений.

Конечно, в зоне особого внимание законодательное обеспечение поручений, обозначенных Президентом в послании Федеральному Собранию: увеличение доли отечественных высокотехнологических товаров и услуг, приоритетное бюджетное финансирование для достижения технологического суверенитета, докапитализация Фонда развития промышленности, переход к риск-ориентированному подходу бизнеса и другие важнейшие задачи. Для их законодательного обеспечения сформировали в Госдуме рабочую группу и утвердили 76 базовых предложений. Важно понимать, что на развитие промышленности влияние окажут не только экономический, но и социальные пункты послания. Развитие городской инфраструктуры, увеличение рождаемости и поддержка молодых семей – в этом равно заинтересованы и власть, и бизнес. Особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.

Сибирь сохранила свой потенциал экономического центра России?
Потенциал Сибири никуда не делся, вопрос в его реализации. Два главных вызова – отток населения и слабая инфраструктура. Они связаны и между собой, и с другими вопросами развития Сибири как нового центра притяжения. Решить их без непосредственного участия государства невозможно. Нужна комплексная программа развития макрорегиона с центром принятий решений на уровне федерации.

Экономический центр – там, где люди живут, работают и инвестируют. Плотность населения в европейской части России в 28 раз выше, чем на востоке от Урала. Люди любят Сибирь, но издалека: где есть газ, логистические центры, метро и электрички до аэропорта. Сейчас самое время выровнять баланс и вдохнуть в Сибирь новую жизнь. На голой романтике этого не сделать, нужны соответствующие масштабу задачи материальные вложения государства.

текст и фото: Южаков Михаил Анатольевич

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

86 + = 94

Читайте также: