Крупнейшие машиностроительные предприятия Уральского федерального округа в этом году продолжают увеличивать объемы производства. Эта положительная тенденция отмечена практически во всех сегментах машиностроения – в транспортном, энергетическом, нефтегазовом и металлургическом.
В нынешних условиях профицита грузовых вагонов на сети РЖД «Уралвагонзавод» делает акцент на производство серийной продукции, например, уже хорошо зарекомендовавших себя на «пространстве 1520» инновационных полувагонов 12-196-02, а также на разработку линейки специализированного подвижного состава. В этой линейке – вагон-самосвал 32-5188, предназначенный для механизированной погрузки, разгрузки и перевозки сыпучих и кусковых грузов. За счет установки на инновационную тележку его грузоподъемность увеличилась до 71 тонны. Еще одна новинка – вагон-хоппер модели 20-5197 для перевозки окатышей и агломерата и их механизированной разгрузки. Новая модель УВЗ имеет увеличенные объем (48 кубометров) и грузоподъемность (75,5 тонны), в то же время – небольшую массу тары, 23,9 тонн, что позволяет перевозить больше груза. Срок службы вырос с 15 до 24 лет.
План производства подвижного состава УВЗ на текущий год составляет 15 тыс. железнодорожных вагонов всех типов, причем этот объем фактически уже законтрактован.
За последние годы экономические показатели улучшились и на другом предприятии транспортного машиностроения – заводе «Уралтрансмаш». По сравнению с 2019 и 2020 годами в 2021 году увеличилась доля гражданской продукции, расширилась география поставок. До конца года «Уралтрансмаш» завершит поставку узкоколейных трамваев в Республику Крым, а также ретро-трамваев в Нижний Новгород. С различными муниципалитетами ведутся переговоры по обновлению подвижного состава, а также участию в концессионных проектах. В настоящее время активно формируется портфель заказов на несколько лет вперед.
В рамках госпрограммы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» «Уралтрансмаш» реализовал проект по реконструкции и техническому перевооружению специального производства стоимостью более 2 млрд рублей.
В рамках госпрограммы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» «Уралтрансмаш» реализовал проект по реконструкции и техническому перевооружению специального производства стоимостью более 2 млрд рублей. Работы по проекту были приняты Министерством промышленности и торговли РФ в декабре 2020 года. Всего с начала реализации проекта поставлено и запущено в эксплуатацию, в том числе за счет средств федерального бюджета, 129 единиц уникального технологического оборудования. В результате модернизации созданы современные технологические линии в заготовительном и механообрабатывающем производствах (по обработке тел вращения, фрезерной обработке, изготовлению торсионов, зубообработке, обработке корпусных конструкций, автоматизированной сварке).
Уральский турбинный завод реализует мероприятия по снижению затрат и издержек, в результате производительность труда с 2016 года по 2020 год выросла на 16%. Основные мероприятия инвестпрограммы утверждаются ежегодно и касаются в первую очередь модернизации тяжелых станков завода, на которых выполняют механическую обработку роторов и корпусных узлов выпускаемых паровых турбин. Так, проведена модернизация станков Skoda, Hoesch, построены две новые ячейки для сборки паровых турбин, активно модернизируется подъемно-транспортное оборудование. Инвестиционные мероприятия направлены на все виды технологического оборудования, часть – на концентрацию производства, что позволило упростить внутрицеховую логистику и создать комфортные условия для работы персонала и технологического оборудования.
В этом году на УТЗ завершили первый этап проекта «Цифровой макет изделия». Речь идет о внедрении новой методологии проектирования. Конструкторский проект из двухмерного превратился в трехмерный, а проектирование ведется одновременно всеми конструкторами в рамках общего эскиза. Еще одно направление инвестиционной программы – организация автономного теплоснабжения в цеховых корпусах, здесь приступили к реализации второй очереди.
«Челябинский тракторный завод – Уралтрак» за восемь месяцев этого года увеличил выручку на 29,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Подъем экономических показателей на предприятии объясняют ростом производства продукции военного назначения вдвое, реализации дорожно-строительной техники – на 25%. Так, в текущем году завод выпустил образец трактора на электромеханической трансмиссии Б11Э. Электромеханическая трансмиссия – одно из наиболее перспективных направлений, над которым сегодня работают основные мировые производители строительной техники. В качестве ключевых преимуществ бульдозеров с электромеханической трансмиссией – уход от трущихся элементов, минимальное техническое обслуживание, высокая маневренность и меньший расход топлива (до 20% по отношению к серийной машине ЧТЗ).
Основные инвестиции «ЧТЗ-Уралтрак» в ближайшую трехлетку направляются на освоение производства новых видов дорожно-строительной техники. Пример – разработка крана-трубоукладчика ТР20В для выполнения, например, грузоподъемных транспортных работ при строительстве трубопроводов с наружным диаметром трубы до 1 020 мм. Проект предполагает модернизацию серийного базового трактора типа Т14 с установкой джойстикового управления, применение современного высокоэффективного гидропривода с электронным управлением и обратной связью по нагрузке, использование высококачественных планетарных лебедок с гидроприводом в системе подъема груза, а также усовершенствование системы безопасности грузоподъемного механизма.
Другой инвестпроект ЧТЗ – разработка для нужд нефтегазовой отрасли крана-трубоукладчика ТР45.00 грузоподъемностью 45 тонн на вылете стрелы 2,5 метра на базе трактора ДЭТ-400 с двигателем мощностью 420 л.с. на дизельном или газомоторном топливе, электромеханической трансмиссией на вентильно-индукторных электромашинах и ходовой частью типа Komatsu. Такой трубоукладчик позволит работать с самым большим диаметром труб 1 420 мм, используемых в магистральных трубопроводах.
В качестве перспективных инвестпроектов на «ЧТЗ-Уралтрак» также рассматриваются разработки погрузчика ПК70 с современным двигателем «Камминз-Кама QSB6.7» (позволит соответствовать требованиям по выбросам вредных веществ), погрузчика ПК30 грузоподъемностью 3 тонны с улучшенными возможностями автотранспортировки (возможно снятие кабины в условиях ограниченной высоты), инновационных бульдозеров Б10Э и Б15Э с электромеханической трансмиссией на базе вентильно-индукторных электрических машин российского производства.
На автозаводе «Урал» (Миасс, Челябинская область) в первом полугодии сработали в соответствии с планом, во втором полугодии наращивают темп сборки грузовых автомобилей и планируют выход к концу 2021-го на результат до 8 700 машин. Доля предприятия на российском рынке грузовых полноприводных автомобилей составляет 36%. Уже в 2022 году предприятие планирует повысить планку до 9 тыс. автомобилей в год, а в течение пяти лет выйти на уровень 14 тыс. грузовиков. Большие надежды завод связывает с экспортным направлением, в рамках которого уже заключен ряд перспективных контрактов (грузовики автозавода «Урал» востребованы в 40 странах мира).
Ближайшие планы автозавод основывает на развитии продуктовой линейки дорожной автотехники. В 2021 году АЗ «Урал» уже вывел на рынок новое семейство дорожных автомобилей «Урал С35510» 6х4 с беcкапотной кабиной. Официальный старт серийного производства запланирован на февраль 2022 года. Реализация автомобилей «Урал» ведется через сервисно-сбытовую сеть, которая включает около 130 сертифицированных сервисных центров. В 2021 году в нескольких российских городах (Нижнем Новгороде, Набережных Челнах и Кургане) были открыты консигнационные и логистические склады предприятия, которые позволяют сократить сроки поставки автотехники и комплектующих для клиентов и покупателей. На автозаводе объясняют, что это логистическое решение важно при запуске на рынок новых моделей с бескапотной кабиной.