Четверг, 25 апреля, 2024

В зоне риска: вагоностроительные предприятия работают на грани рентабельности

За 2021 год рост цен по всем типам вагонов составил около 20–30%. Основным драйвером подъема себестоимости производства продукции стало увеличение стоимости металла и комплектующих.

Инвестпроекты

Больше всего стоимость как серийного, так и инновационного полувагона за прошлый год выросла на «Алтайвагонзаводе» на 60%, продукция отпускалась по цене 4,3 и 5,1 млн рублей за штуку соответственно.
По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в конце 2021 года цена предложения нового полувагона выросла на 20–25% к уровню прошлого года. Реальные сделки заключались по ценам от 3,5 млн руб. за серийный полувагон без НДС.

Средний же рост цены на инновационные полувагоны к концу 2021 года по отношению к декабрю 2020 года остановился на уровне 25% и составил примерно 4 млн руб. без НДС.

Информационный сервис «Промышленные грузы» сообщает, что всего за 11 месяцев прошлого года российские вагоностроители произвели около 57,3 тысячи вагонов. По итогам 2021 года производство полувагонов выросло на 5%, при этом доля полувагонов с улучшенными техническими характеристиками составила 94%.

В сегменте вагонов-платформ также наблюдался как рост выпуска данной продукции из-за возросшего спроса, так и повышение ее стоимости. В 2021 году вагоны-платформы впервые стали самой массовой выпускаемой категорией подвижного состава, обогнав всегда лидирующие полувагоны. По результатам 11 месяцев 2021 года их выпуск вырос почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 20,5 тысяч единиц. При этом производство фитинговых платформ с осевой нагрузкой 25 тс выросло в четыре раза.

«Рост производства платформ обеспечен за счет двукратного повышения спроса на фитинговые платформы на фоне роста контейнерных перевозок в РФ, что, несомненно, сказалось на стоимости продукции. Вагоностроители подняли цены примерно на 25–30%», – считает Игорь Скок, руководитель отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ.

Вагоностроительное производство
Вагоностроительное производство

Рост цен не всегда связан с высоким спросом на подвижной состав. Так, в сегменте производства хопперов-зерновозов, несмотря на снижение спроса на данную продукцию в 2021 году, цена за вагон выросла. По данным ИПЕМ, объем производства хопперов сократился более чем в два раза: 3,5 тысяч единиц за 10 месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было произведено 8,4 тысячи вагонов.

Российские вагоностроители с начала прошлого года практически прекратили выпуск такой продукции, как хопперы-минераловозы, хопперы-окатышевозы, цистерны для перевозки пищевой продукции и вагоны для перевозки бокситов.

В условиях существующего высокого спроса на вагоностроительную продукцию рост цен на металл и комплектующие приводит к росту себестоимости производства вагонов, который не может быть в полной мере заложен в отпускные цены на вагоны.

Таким образом, вагоностроительные предприятия фактически дотируют рынок и работают на грани рентабельности. По причине увеличения стоимости грузового подвижного состава на рынке зафиксированы факты разрыва ранее заключенных договоров.

Еще одним фактором повышения стоимости продукции в прошлом году является рост цен на комплектующие. В последние месяцы 2021 года был отмечен очередной скачок цен на цельнокатаные колеса и осевую заготовку.

Вагоностроители считают, что в 2022 году ситуация на рынке в значительной степени будет зависеть также и от объемов экспортных поставок продукции российских производителей и ситуации с транзитом контейнеров из Азии в Европу. Данный фактор влияет не только на стоимость нового подвижного состава, но и на цену ремонта вагонов.

«Превышенный спрос грузоотправителей на вагоны в прошлом году, рост объемов перевозок угля, повлиял на стоимость ремонта. За 2021 год цена на ремонт вагонов выросла более чем на 20%. Цены на уголь побили исторический максимум, стоимость угля в Европе преодолела отметку $120 за тонну, а в Азии – $130 за тонну, все угольные разрезы отгружали продукцию по максимальным ценам. Рынок собственников и операторов готов был платить за ремонт для возвращения вагона в работу во время большого спроса и больших доходных ставок», – отметил Владимир Сигутин, главный коммерческий директор Группы «Новая вагоноремонтная компания».

Текущие договоренности вагоностроителей и металлургов не предполагают значительного роста цен на металлопродукцию в этом году. Вагоностроительные предприятия все еще находятся в зоне риска, поскольку никто не знает, как в ближайшей перспективе поведет себя мировой рынок. С учетом опыта 2021 года именно от трендов мирового рынка зависит внутренняя рыночная стоимость на металлопродукцию. При стабилизации цен на металл стоимость новых вагонов останется на существующем уровне.

текст: Сергей Волков, фото: tvz.ru

Читайте также: