И многие компании активно внедряют цифровые проекты. Сегодня расскажем об интересном опыте основанной Олегом Дерипаской компании «РУСАЛ».
Первая группа – так называемые цифровые подсказчики. Управление производственным процессом или конкретным оборудованием – сложнейшая задача, где бригадиры, операторы, мастера должны учитывать десятки параметров оборудования, а также параметры переделов ДО и ПОСЛЕ, чтобы производить продукцию необходимого качества и количества.
Сотрудники даже одной смены интерпретируют эти данные по-разному, зачастую исходя из опыта. И там, где результат работы от смены к смене варьируется, могут быть полезны цифровые подсказчики. Не стоит забывать о человеческом факторе. Есть примеры, когда плохое настроение, самочувствие человека влияли на принятие решений. С цифровыми подсказчиками все это не имеет значения – они работают стабильно, обрабатывая большое количество данных и взаимосвязей.
На Красноярском алюминиевом заводе реализуется один из первых проектов по применению искусственного интеллекта в алюминиевом производстве – нейросеть следит за разгерметизацией электролизеров. Пройдя несколько циклов обучения, она стала верно распознавать случаи нештатной разгерметизации. Сенсоры камеры чувствительнее человеческого глаза, а устройства установили в верхней части корпусов таким образом, чтобы мелкие огни и дымления они «видели» лучше людей.
Кроме того, камеры ведут наблюдение круглосуточно, независимо от присутствия сотрудников, и им не требуются регламентные перерывы на отдых. Компьютер подает звуковое оповещение в корпус электролиза по громкой связи и отправляет сообщение на планшет водителю МЗГ, отмечаю ванну, к которой необходимо подъехать.
Пример еще одного удачного кейса – проект КрАЗа «Виртуальный контейнерный склад». Склад представляет собой огромную территорию, на которой расположены сотни контейнеров. Поиск конкретного зачастую превращался в своеобразный квест. Сотрудник записывал его номер и отправлялся в обход, сличая требуемые цифры.
После обнаружения нужного контейнера на одной из трех точек хранения забирал контейнер и отвозил на погрузку. Поиск мог длиться до 2 часов. А если надо отгружать больше 1 000 контейнеров в месяц? Реализация проекта «Виртуальный контейнерный склад», которая совмещается технологии машинного зрения, позиционирования и подсказки водителю погрузчика, позволяет выполнять поиск и доставку контейнера на погрузку за 7 минут. Система, состоящая из нескольких модулей, полностью имитирует склад в цифровом формате. При поступлении контейнера на склад система фиксирует номер ячейки, в которой он расположен. В дальнейшем поиск этого контейнера становится лишь делом техники.
Большой интерес других металлургических предприятий страны вызывает дистанционное управление кранами на Красноярском и Братском алюминиевых заводах. Машинистов кранов со складов сырья перевели в отдельное помещение – операторскую, а управление кранами перенастроили на удаленный режим. Грейферные краны, занятые в разгрузке вагонов с сырым коксом, тоже теперь управляются дистанционно – по видео и радиосвязи, а машинисты находятся в отдельной операторской. Благодаря этому из вредных условий труда перевели более 30 машинистов кранов.
Следующая группа – это цифровые оптимизаторы. Известны случаи из истории работы крупных компаний, когда сбивка формулы в Excel приводила к миллионным убыткам, и даже простой перевод этих расчетов в программный продукт приносит эффект. Но на «РУСАЛе» пошли дальше. На «САЯНАЛе» идет работа по переводу в цифровой продукт всей операции от планирования производства до удовлетворения спроса. Оптимизатор самостоятельно забирает нужные данные из хранилища и возвращает информацию для принятия управленческих решений. Если раньше операция занимала более 2 рабочих дней, то сейчас время пересчета 3 мин. Лучше тратить оставшееся время на управление процессом и повышение его эффективности.
В отдельную группу можно выделить проекты с использованием носимых устройств. В 2021 году в «РУСАЛе» смогли убедиться в преимуществах AR-очков для выполнения шефмонтажных и пусконаладочных работ на предприятиях. А в 2022 году начали активно использовать их в повседневной работе, и сегодня «РУСАЛ» является одной из передовых компаний в стране с опытом реальной удаленной наладки оборудования.
«РУСАЛ» – это одна из крупнейших российских компаний, которая объединяет 60 тысяч сотрудников в более чем 20 городах по всей стране.
При этом только 20% из них работают в офисных пространствах, у остальных нет персональных компьютеров на рабочем месте. Поэтому внедрение интерактивного кабинета сотрудника стало актуальной бизнес-необходимостью. Кабинет интегрирован на корпоративный портал компании с возможностью входа из внешней сети. Например, с домашнего компьютера.
Кроме того, разработано мобильное приложение, которое позволяет сотруднику воспользоваться широким набором функций с помощью сотового телефона. Как результат, взаимодействие между человеком и компанией упрощается, ускоряется, становится удобнее. Функционально любой из сотрудников теперь имеет доступ к информации о своем рабочем месте в режиме 24/7.
Например, он может сделать заявку на многие из корпоративных сервисов: заказать справку, согласовать отпуск, оформить отсутствие или ознакомиться и подписать корпоративные документы и т. п. Причем функционирует удобная система уведомлений, которая информирует сотрудников о статусе работы с их обращениями. Это снижает неопределенность удаленного и часто автоматизированного процесса и повышает доверие к компании.
текст и фото: пресс-служба АО «РУСАЛ Красноярск»