Четверг, 19 сентября, 2024

КрАЗ: алюминиевой легенде 60 лет!

В 1955 году Совет министров СССР принял решение строить металлургический комплекс в Красноярском крае в составе Кия-Шалтырского нефелинового рудника, Ачинского глиноземного комбината и алюминиевого завода вблизи мощного генератора электроэнергии – Красноярской ГЭС.

Инвестпроекты

Страна нуждалась в металле, и в 1960 году стройка в Красноярске была объявлена Всесоюзной комсомольской. На возведение алюминиевого завода съехались тысячи молодых пограничников. Они ходили на работу в гимнастерках и зеленых фуражках, которые стали особым символом КрАЗа. Старожилы утверждают, что район Зеленая роща, где жили строители завода, своим названием обязан именно этим фуражкам. Строительство КрАЗа стало импульсом в развитии Красноярска, да и всего региона.

С первого дня еще строящимся заводом руководил Павел Георгиевич Елизаров. В 1930 году, будучи молодым начальником электролизного цеха опытного Ленинградского алюминиевого завода, он собственноручно выливал первую чушку отечественного «крылатого» металла. В своих воспоминаниях, опубликованных в кразовской газете «Металлург», Павел Георгиевич писал:

«Больше трех десятилетий своей жизни отдал я алюминиевой промышленности. По роду работы знаком с оснащением нескольких зарубежных заводов, принимал участие в строительстве и пуске многих наших заводов. Но такого предприятия, как КрАЗ, еще не было в моей жизни. Нигде не встречал я такой совершенной техники, как здесь».

Первый красноярский металл

Первый пусковой комплекс состоял из корпуса электролиза, литейного отделения, кремниево-преобразовательной подстанции с системой электроснабжения и компрессорной. Обжиг электролизеров шел пять с половиной суток – по сокращенному графику, разработанному инженерами-металлургами КрАЗа во главе с Павлом Елизаровым. Пуск первой ванны состоялся 29 апреля. В полдень металлурги звена старейшего электролизника, почетного металлурга Виталия Колота залили в ванну № 16 расплавленный электролит. В этой же смене 30 апреля в 14.30 была произведена выливка первого красноярского алюминия.

9 июля 1964 года первую очередь КрАЗа приняли в эксплуатацию. Но строительство предприятия на этом не завершилось. Практически ежегодно вводились в строй корпуса электролиза — сегодня их 26, включая корпус, где производится алюминий высокой чистоты. В 1970 году выдал первую продукцию самый мощный в стране цех анодной массы.

Забота об окружающей среде

В 2000 году КрАЗ вошел в компанию «РУСАЛ» и стал главной площадкой компании для внедрения инновационных разработок в алюминиевом производстве. На заводе многое изменилось, модернизировалось и, конечно же, улучшилось.

В рамках масштабной экологической модернизации, реализованной в 2004–2009 годах, завод был переведен на технологию сухого анода, оснащен системами автоматической подачи глинозема и установками сухой очистки газов. Осуществление программы позволило снизить выбросы фтористого водорода в 1,5 раза, смолистых веществ — в 2,7 раза, бенз(а)пирена — в 2,5 раза.

«РУСАЛ» с 2004 года проводит модернизацию КрАЗа — построили газоочистные установки, разработали и внедрили усовершенствованную технологию «ЭкоСодерберг».

Лидер алюминиевой промышленности

В последние годы на заводе активно внедряются технологии для оптимизации процессов. Например, проект «Виртуальный контейнерный склад» позволяет выполнять поиск и доставку контейнера на погрузку за 7 минут. Система полнос­тью имитирует склад в цифровом формате. При поступлении контейнера система фиксирует номер ячейки, в которой он расположен. В дальнейшем поиск контейнера становится лишь делом техники.

Опыт использования виртуального контейнерного склада признан успешным. Теперь такую систему планируют внедрить на другие заводы компании.

Производство КрАЗа постоянно совершенствуется. Модернизация литейных мощностей позволяет переориентироваться с производства технического алюминия на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сегодня на заводе выпускают продукцию, которую не производит больше ни один алюминиевый завод России. Например, огромные 11,5-метровые слитки весом в 28 тонн или алюминиевый сплав для производства банок. Так что, если вы держите в руках напиток в алюминиевой банке, наверняка имеете дело с продукцией КрАЗа.

Более совершенные технологии производства алюминия меняют и труд металлургов. Сегодня уровень механизации одной из самых трудоемких операций на КрАЗе – техобработка электролизера – достиг 50%. В арсенале рабочих – разнообразные машины, которые проектируют и собирают здесь же, на красноярской промплощадке «РУСАЛа».

Другой пример – в анодном производстве часть кранов перевели на дистанционное управление: рабочие места организованы в отдельном комфортабельном помещении, а оператор управляет процессом с экрана монитора.

Внедренная на КрАЗе «Система видеоконтроля герметизации Emission Detection: детектирование неконтролируемых выбросов загрязняющих веществ» стала лучшим проектом в категории «Промышленность» по версии экспертов Национальной премии «Лидеры ИИ», прошедшей в рамках ежегодной международной конференции Сбера «Путешествие в мир искусственного интеллекта» (AI Journey).

Цифровой экологический проект «РУСАЛа» направлен на снижение воздействия алюминиевого производства на окружающую среду. По сути, это система, которая круглосуточно следит за герметизацией оборудования и в случае отклонений от заданных параметров мгновенно уведомляет оператора – до того, как инцидент может заметить человек.

Выступление сотрудников КрАЗа

Видеопоток с камер обрабатывается с помощью машинного зрения, результаты мониторинга анализируются на основе технологий анализа больших данных и в онлайн-режиме выводятся на монитор специалиста, который принимает решение о необходимых мерах.

Технология позволяет выявить более 95% нарушений в процессе электролиза, преодолевая при этом различные помехи, включая движущуюся технику, изменение освещенности и влажности, а также перепады температуры от –40 до +60 °С. За период реализации проекта на Красноярском алюминиевом заводе удалось двукратно снизить время разгерметизации электролизеров и, как результат, сократить выбросы фтора и углекислого газа. IT-решение готовят к масштабированию на другие производственные площадки «РУСАЛа» в 2024 году.

Новый КрАЗ

Красноярский алюминиевый завод компании «РУСАЛ» готовится к масштабной перестройке производства.

Для того, чтобы внедрять и далее более экологичные способы производства, «РУСАЛ» пошел на кардинальные меры и принял решение снести половину старых корпусов, которые конструктивно не подходят новым технологиям.

Сегодня на территории КрАЗа расположены 23 корпуса электролиза: из них 11 прекратят свою работу — их будут отключать параллельно с вводимыми в эксплуатацию новыми корпусами. Уже в этом году начинается строительство двух новых цехов. По площади они намного превзойдут существующие. Протяженность каждого нового корпуса по проекту — 1 300 метров.

Главный эффект, который ожидают от перестройки, — это снижение нагрузки на атмосферу. В новых корпусах КрАЗа будут использованы новейшие электролизеры РА-550. Благодаря внедрению технологии предварительно обож­женных анодах выбросы бенз(а)пирена полностью сократятся на новом производстве. Также на 2/3 снизятся выбросы фторидов. В целом по заводу снижение по фтору составит 39%, по бенз(а)пирену – 45%.

текст: пресс-служба АО «РУСАЛ Красноярск», фото: Юлия Раскова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

1 + 2 =

Читайте также: