Четверг, 19 сентября, 2024

Олимпиадинский ГОК: автоматизация и контроль 24/7

На Олимпиадинском горно-обогатительном комбинате, крупнейшем производственном активе золотодобывающей компании «Полюс» в Северо-Енисейском районе Красноярского края, уже год работает Центр управления производством (ЦУП).

Инвестпроекты

Его основная задача – эффективное управление горнотранспортным комплексом ОГОКа для выполнения плановых показателей с минимальными потерями. В ведении работников ЦУПа свыше 300 единиц техники единовременно. Самые передовые технологии диспетчеризации позволяют контролировать процессы от момента бурения до подачи руды на золотоизвлекательную фабрику. Почему диспетчеры теперь могут не находиться на борту карьера и какие технологии помогают контролировать работу горнотранспортного комплекса, рассказал начальник ЦУПа Виталий Апханов.

Виталий работает в компании «Полюс» с 2013 года. Начинал свой профессиональный путь в «Полюс Вернинском» (Иркутская область), затем перешел в «Полюс Магадан» (Магаданская область), сегодня работает в красноярской бизнес-единице. Виталий рассказал о нюансах и особенностях диспетчеризации на карьерах Восточный и Благодатный.

Виталий Борисович, расскажите, пожалуйста, о роли ЦУПа в управлении производством. Какие задачи решает ваша команда?

Основная задача Центра управления производством – эффективное управление горнотранспортным комплексом (ГТК) для выполнения плановых показателей с минимальными потерями. Наша служба занимается:

  • управлением грузопотоков;
  • рациональным распределением порожних автосамосвалов под погрузочное оборудование;
  • контролем за работой техники, перераспределением в случае внесений изменений в технологический процесс;
  • организацией бесперебойной работы карьеров (отслеживанием и корректировкой технологических простоев оборудования, пересменок персонала в карьерах, графика взрывных и линейных работ и др.);
  • своевременным обеспечением необходимой вспомогательной техникой для выполнения производственных процессов;
  • обеспечением цикличной подачи руды на ЗИФ с учетом шихтовочной пропорции;
  • аварийным оповещением персонала и руководства, организацией эвакуации в случае внештатных ситуаций;
  • консолидацией всей информации между подразделениями.

Под нашей ответственностью находится огромное количество техники – это около 300 единиц ежесменно на двух карьерах. Сотрудники ЦУПа часто являются инициаторами изменений и участвуют в различных проектах по повышению эффективности ГТК. Например, для достижения запланированных скоростных показателей мы взаимодействуем с дорожно-строительным цехом с целью улучшения качества дорожного полотна (завоз дробленого материала, организация погрузочной техники и автосамосвалов, проведение ремонта дорог). После проведения таких мероприятий показатели стабилизируются.

  • Почему было принято решение создать единый Центр управления производством?

Раньше диспетчерские находились на борту карьеров. И присутствие сотрудника непосредственно на месте работ было основным требованием. Это помогало вести визуальный конт­роль технологического процесса в карьере. «Полюс» как передовая золотодобывающая компания применяет современное оборудование и вкладывает много средств для развития инфраструктуры предприятий. Большое количество проектов направлено на повышение отказоустойчивости автоматизированной системы управления ГТК, улучшение покрытия сети беспроводного широкополосного доступа (БШД) и корпоративной сети передачи данных (КСПД), а также расширение охвата видеонаблюдения за участками карьера. Современные технологии позволили контролировать технику удаленно с помощью АСУ ГТК.

Благодаря проведению этих мероприятий исчезла необходимость нахождения диспетчера на борту карьера. Старая модель управления стала не актуальна по причине углубления карьера, попадания диспетчерских пунктов в опасную зону проведения массового взрыва, поэтому модель организации единого ЦУПа, где в одном мес­те находятся все ответственные за управление ГТК лица, оказалась в нашем случае более эффективной.

Виталий Борисович, расскажите, пожалуйста, о структуре ЦУПа. Какими знаниями и умениями должен обладать его работник?

В структуре ЦУПа все диспетчеры распределены по направлениям. Это буровзрывное направление, экскавация и большегрузный транспорт, подача руды на ЗИФ, вспомогательная техника. Все контролирует начальник смены. Данное разделение позволяет сконцентрировать внимание на процессе и оперативности принятия решений. Наши работники – люди ответственные и горящие своим делом. Важные качества работника ЦУПа: стрессоустойчивость, готовность оперативно принимать решения, опыт работы со сложными компьютерными программами, умение взаимодействовать с коллективом.

Наши «руки» – это современная система диспетчеризации, которая позволяет отслеживать и контролировать все процессы в режиме реального времени. Но ответственность все равно лежит на человеке: есть много нюансов, которые сложно предугадать. Соответственно, чем опытнее сотрудник и лучше владеет системой АСУ ГТК, тем быс­трее и правильнее он принимает решение.

Виталий Апханов, начальник Центра управления производством Олимпиадинского горно-обогатительного комбината

Какие технологии и системы применяются для осуществления контроля за производством?

Мы используем несколько систем диспетчеризации: АСУ ГТК Wenco, систему управления буровых работ «Кобус» и систему диспетчеризации «АвтоГРАФ». Первая отвечает за горнотранспортный комплекс, вторая – за буровое оборудование, а именно буровые станки СБШ-250 и СБШ-215, а третья – за вспомогательную технику.

Сегодня беспроводной широкополосный доступ (БШД) на базе pLTE (4G) покрывает карьеры Восточный и Благодатный за счет 15 базовых станций. Абонентские комплекты установлены на 400 единицах техники.

АСУ ГТК Wenco была запущена на Олимпиадинском ГОКе в 2008 году. На первом этапе у нее была только функция дис­петчеризации: отображение мес­тонахождения техники. После успешного запуска мы увидели потенциал дальнейшего развития системы и начали внедрять дополнительные модули. В 2016 запустили пилотное высокоточное оборудование на буровых станках, в 2017 начали массовое внедрение оборудования на остальной технике, в том числе на экскаваторах.

Изначально для обеспечения передачи данных использовали беспроводную радиосвязь MESH, но при увеличении числа единиц техники данная технология не обеспечивала необходимого количества абонентов на базовой станции.

В 2018 году для расширения возможностей системы было решено организовать современный беспроводной широкополосный доступ (БШД), который повысил пропускную способность передачи данных за счет более высоких частот и увеличения зоны покрытия. Но с учетом развития карьера, сложности рельефа и увеличения высоты отвалов она перестала обеспечивать стабильность передачи данных. Данная технология обеспечивала передачу данных только в зоне прямой видимости объекта.

В 2023 мы запустили БШД на базе pLTE (4G). На текущий момент – это одна из передовых технологий, которая позволяет улучшить качество связи за счет распространенного и отраженного сигнала, увеличить зону покрытия и передавать данные с бортовой техники в онлайн-режиме. Сегодня pLTE покрывает карьеры Восточный и Благодатный за счет 15 базовых станций. Абонентские комплекты установлены на 400 единицах техники.

Виталий Борисович отмечает, что система диспетчеризации АСУ ГТК довольно разносторонняя, в ней есть множество модулей, которые отвечают за разные критерии.

– Постепенно мы добавляли модули, которые позволили нам повысить эффективность ГТК, качество добываемого сырья, безопасность ведения горных работ. Например, диспетчеризация заправок дизельным топливом позволяет нам отправлять на заправку автосамосвалы с учетом минимального количества топ­лива в баке, тем самым сокращая время на заправку топлива. Высокоточное позиционирование на погрузочной технике позволяет машинисту в режиме реального времени видеть границы сортовых планов и минимизировать потери при добыче руды. Система контроля давления в шинах позволяет не допускать преждевременного износа дорогостоящих крупногабаритных шин.

В чем уникальность работы вашего подразделения? Чем вы гордитесь?

Уникальность заключается в масштабности нашего производства. Сейчас в России нет предприятий, где бы использовалось одновременно такое же количество техники, как на Олимпиадинском ГОКе, в частности огромное количество динамичного транспорта – самосвалов. А технологические дороги превращаются в мощные артерии, где постоянно курсирует техника. Одна только глубина карьера Восточный достигает 780 метров! Также уникальной особенностью нашего производства можно назвать разработку и добычу «по очередям». Такой опыт работы можно получить только здесь.

Горжусь своей командой, которая работает на результат и постоянно совершенствуется. Хороший повод для гордости – проект по разработке модуля, который позволяет отслеживать данные по скоростным показателям в онлайн-режиме с учетом работы подвесок. Бортовые системы передают данные с подвесок, и после обработки они выносятся на специальную карту. Когда значения отклоняются от плановых, то мы понимаем, что на данном дорожном участке есть какие-то неровности, которые мешают движению и снижают скорость транспорта. И далее принимаем решение об их устранении. Этот проект мы придумали и запустили вместе с коллегами из технической поддержки АСУ ГТК.

Какие планы у команды ЦУПа на этот год?

Наша команда сегодня активно работает над оптимизацией пассажиропотока. Мы взаимодействуем с «Полюс Логистикой» и группой операционной эффективности по вопросам правильного распределения техники, расставления логистических приоритетов, контроля за работой техники, исключения дублирующих маршрутов.

Также сейчас активно сокращаем время пересменки на карьере Благодатный. Для этого будет организована дополнительная стоянка на борту карьера, которая позволит снизить простои погрузочного оборудования в карьере. Это ежедневная работа, которая проводится на предприятии.

текст и фото: компания «Полюс»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

52 − = 44

Читайте также: