Доля логистической составляющей в себестоимости продукции отечественного производства может достигать 40%. В Европе затраты на все, что связано с доставкой, хранением, складированием, составляют в среднем 15%. Причина столь разительного контраста – завышенные из-за транспортных и складских расходов цены и срывы сроков поставок, ставшие типичным явлением в отношениях между российским поставщиком и потребителем.
Особенно эта проблема актуальна для металлургической отрасли с ее достаточно высокой стоимостью конечной продукции. Поэтому уже сейчас многие отечественные компании всерьез задумываются об оптимизации своих логистических систем. Сегодня решением вопроса эффективного хранения и транспортировки металла и металлопродукции озабочены практически все металлопроизводители и металлотрейдеры.
На самом деле, оптимизация логистики – это проблема не только России, но и всего мира. Вот характерный пример: в августе 2007 года стало известно о намерениях индийской компании Jindal Stainless Limited построить в Ленинградской области крупный завод по выпуску нержавеющей стали ориентировочной мощностью 400 тыс. тонн в год. Однако все производство будет ориентировано не на РФ и СНГ (кстати, в 2006 году во всей России было произведено всего 105 тыс. тонн нержавеющей стали), а в основном – на Индию.
Этот парадокс объясняется не столько тем, что в России более дешевое сырье – железная руда или металлолом, сколько проблемами логистики. Возможности объемов перевозок металлургического сырья морским путем из Австралии и Бразилии (основные поставщики) в Китай и Индию (переработка) находятся на пределе. Как следствие, резко завышена цена фрахта во всем мире. В результате получается так, что производство, расположенное в России, поможет Jindal Stainless Limited сэкономить 50–100 долларов на тонну продукции по сравнению с аналогичным производством на территории Индии!
Логистическая составляющая по отношению к затратам важна как для производителей, так и для металлоторговцев – металлотрейдеров. Сокращение затрат благодаря эффективной системе логистики – прямая дорога к росту прибыли. Грамотное управление запасами позволяет иметь минимальную по срокам оборачиваемость и, как следствие, минимум складских затрат. Таким образом, потенциал снижения затрат за счет грамотной системы огромен. Некоторые из металлопроизводителей и металлотрейдеров это давно поняли. Сегодня они находятся в поисках оптимальной модели.
Рынок российской металлоторговли относительно молод: его развитие началось в 90-х годах XX века. До этого времени логистическая схема была проста: существовали производители металла и металлобазы. Практически вся торговля металлом была централизована и сосредоточивалась вокруг последних – складов продукции, где осуществлялись опт и розница.
Cегодня на рынке представлены не только прямые производители, но и огромное количество посредников – металлотрейдеров. Из-за возрастающей конкуренции потребитель зачастую диктует поставщикам свои требования, которые заключаются в расширении сервиса. Теперь продавец металла и металлопродукции не просто доставляет конечному потребителю имеющуюся у него на складе продукцию, а оказывает ряд услуг по обработке металла, например, нарезке по заказанным размерам.
Также современный рынок существует не сам по себе, а неразрывно связан со своей инфраструктурой, в которую входит межотраслевой комплекс субъектов организационно-управленческого, производственного, снабженческо-сбытового, транспортно-складского, финансового, информационно-исследовательского, образовательного и экономико-правового характера. Все эти субъекты также призваны обслуживать процесс производства металла и металлоторговли. Не стоит и говорить, что логистическая сфера играет здесь значительную роль. Существует несколько моделей транспортного и логистического обеспечения поставок конечной продукции от поставщика к металлотрейдеру или покупателю.
Логистику справедливо называют второй главной задачей после организации системы маркетинга и сбыта для металлотрейдеров. Ее решением занимаются как металлопроизводители, так и металлотрейдеры. Путей здесь несколько.
Так, например, производители металла могут создавать специализированные логистические компании. Среди примеров можно назвать, «Евраз Транс» («Евраз Груп») и «ММК-Транс», «Мечел Транс». Такие компании владеют собственным подвижным парком как автомобильным, так и железнодорожным. Учитывая, что основная часть перевозок металла как в РФ, так и за рубежом осуществляется именно по железной дороге, некоторые эксперты не исключают и того, что по некоторым сегментам такие компании в скором будущем смогут конкурировать с МПС.
Другие производители стремятся оптимизировать логистические затраты за счет новых информационных технологий. Например, на Первоуральском новотрубном заводе было внедрено специализированное отраслевое решение, основу которого составила интегрированная система управления бизнесом Axapta. Как уверяют внедренцы, с помощью этой системы, точнее, с помощью ее модуля логистики, в котором реализована концепция сквозного учета прохождения заказов, была решена проблема несовершенства системы управления логистическими процессами предприятия. В результате внедрения решения менеджмент завода предполагает довести количество исполненных точно в срок заказов до 100%. Это значит, что периодичность поставок будет соблюдаться максимально точно.
Еще один путь решения логистической проблемы – создание металлотрейдерами сети крупных пунктов хранения и отгрузки металла. Казалось бы, подобные пункты – это те же металлобазы из прошлого, но это не так. От наследия советских времен их отличает современное оборудование и новые технологии обработки заказов.
В Урало-Сибирском регионе реализуется целая программа поставок металла, предусматривающая новые схемы этих поставок. Их себестоимость при этом снижается на 30–40%. По мнению участников программы, в данный момент процесс поставок металла конечному потребителю происходит, как правило, совершенно хаотично: зачастую потребители из Сибири получают металл с Кузнецкого металлургического комбината (КМК) через Москву. Программа же позволяет выстроить схему, где существует единый центр приема заявок.
Все потребители – участники программы – дают предварительные заявки на месяц, квартал, полугодие, год и т.п. После чего заявки обрабатываются, собираются воедино и, в зависимости от сортамента стали и наименования продукции, формируются и направляются производителям. После обработки заявок в едином центре они распределяются по производителям. В результате заказанный металл напрямую направляется в те регионы, откуда поступили заявки – непосредственно потребителю. В дальнейшем подобный опыт планируется распространить на всю страну.
Зарубежные производители металла в России решают проблему, опираясь на собственный богатый опыт. Так, концепцию современного интегрированного сервисного металлоцентра реализовал один из крупнейших зарубежных производителей – финская компания Ruukki (ведущий европейский поставщик решений из металла), специализирующаяся на производстве высококачественных сталей и сталей со спецсвойствами. Уже почти два года в Санкт-Петербурге успешно функционирует сервисный металлоцентр (СМЦ) Ruukki. От привычных металлотрейдерских складов центр отличает наличие собственного высокотехнологичного производства, складского комплекса класса «А» с современным оборудованием, логистических и транспортных услуг.
Как видно, различные металлопроизводители и металлотрейдеры находят собственные способы снижения логистических затрат. В любом случае, эффективное решение в этой сфере – прямой путь к сокращению расходов, ликвидации всем известного негативного явления «срыв поставок» и одновременно – развитию комплекса «смежных» услуг. Что, естественно, позитивно скажется на потребителе.