Четверг, 19 сентября, 2024

Рост цен на металлопрокат: причины и следствие

текст: Станислав Казаченко, фото: media.nlmk.com

Инвестпроекты

Металлургическую отрасль России продолжает лихорадить – беспрецедентный рост цен на металлопрокат делает работу многих предприятий нерентабельной. По цепочке проблемы коснулись и других сфер – от строительства до выпуска автомобилей. Власти демонстрируют готовность вмешаться в ситуацию, однако результатов эта работа пока не принесла.

Проверка ничего не показала

Предприятия сферы металлообработки столкнулись с экономическими трудностями из-за роста цен на сырье. Тревожные сигналы начали поступать еще в конце прошлого года – ФАС заподозрила поставщиков в монопольном сговоре и даже начала в феврале нынешнего года проводить внеплановые выездные проверки в трейдерских компаниях, включая таких лидеров рынка, как «Сталепромышленная компания», «Металлсервис» и «Металлокомплект-М». Этому предшествовало массовое направление жалоб в антимонопольный орган со стороны потребителей металлопроката – всего в адрес ведомства их пришло около 30, а также прямое поручение вице-премьер правительства РФ Марата Хуснуллина.

Привлечение антимонопольщиков пока не дало результата. Проверочные мероприятия показали отсутствие злого умысла у производителей металла, поскольку цены формировались полностью на основе рыночных механизмов. При этом дефицита продукции тоже нет: объем производства арматуры в 2020 году в России составил порядка 7,5 млн тонн, из которых порядка четверти ушло на экспорт.

Тем не менее цены продолжают расти. Как рассказал журналу «ВЕСТ­СНАБ» директор «Сосновоборского завода металлоконструкций» Павел Сачков, за полгода стоимость металлопроката возросла практически втрое. Например, если изначальная цена тонны листовой стали составляла 45 тысяч рублей, то стоимость в апреле нынешнего года уже достигла 120 тысяч рублей.
Варианты решения проблемы органы власти предлагали самые разные. Например, от ФАС исходила инициатива ввести экспортные пошлины на стальную продукцию на полгода для стабилизации цен. А замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов предлагал металлургам заключать прямые контракты с застройщиками, чтобы избежать накрутки цены посредниками.

Пора по домам

Первые жертвы сложившейся ситуации на рынке уже есть. Новосибирский завод «Тяжстанкогидропресс» уже уведомил о сокращении 325 сотрудников, то есть практически всего штата. Большинство из них фактически уже не работает, а распущены по домам. Предприятие имеет задолженность по заработной плате в размере трех месяцев. Все счета арестованы налоговой службой, поэтому помочь в решении проблемы пока не смогли ни привлечение прокуратуры и трудовой инспекции (включая заведенные административные дела на руководителей за нарушение соответствующих требований законодательства), ни даже обращение к президенту России Владимиру Путину.

Рабочие, по данным профсоюза, взвешивают возможность проведения массовых акций, а управленцы ищут способы выпутаться из ситуации, например, за счет объединения с расположенным поблизости заводом «Сиблитмаш».

При этом «Тяжстанкогидропресс» – одно из крупнейших предприятий на территории страны по выпуску металлообрабатывающего оборудования, выпускавшее также большой ассортимент алюминиевых профилей для различного применения, история которого начинается еще с 1939 года. Среди его заказчиков последнего времени называли, например, РЖД и «Росатом», а также заграничные компании.

Павел Сачков, директор «Сосновоборского завода металлоконструкций»

Выгоднее вообще не работать

Участники рынка предупреждают: список предприятий, испытывающих трудности, может только расширяться, а банкротства – стать массовыми.
«Мы терпим убытки, отказываясь от крупных контрактов, потому что их общая цена сопоставима с закупочной стоимостью металлопроката. Подписанные еще в ноябре проекты заканчиваем в новой ценовой политике закупки сырья – в убыток себе. В таких ценовых условиях, сдерживающих растущий спрос едва поднявших голову производств, – заводы края банально продолжат банкротиться и закрываться», – рассказал директор «Сосновоборского завода металлоконструкций» Павел Сачков.

По его словам, те из производителей, которые взяли на себя реализацию крупных проектов, оказались в самой уязвимой ситуации. Такие организации находятся на распутье: выполнять свои обязательства – это значит лишиться возможности выплачивать заработную плату, налоги и приобретать расходные материалы, а отказаться от выполнения заказов – это значит оказаться в реестре ненадежных поставщиков и лишиться возможности получать проекты в будущем.

«Некоторые предприятия, насколько мне известно, находятся в ожидании стабилизации ситуации. И если нет текущих проектов – даже распускают людей до принятия в работу более-менее подходящих заказов», – рассказывает он.

Трудная ситуация наложилась на еще одно обстоятельство – ужесточение требований по 224-ФЗ. Чтобы соответствовать новым правилам, многим производителям необходимо приобретать новое оборудование, однако в нынешней ситуации мало у кого найдутся на эти цели свободные средства. В наиболее уязвимом положении сегодня оказались небольшие предприятия размером 30–40 сотрудников: какой-то части из них придется покинуть рынок.

«Переобучение и трудоустройство высвобождающегося персонала ставит перед российской металлургией серьезные проблемы – до 70% предприятий в стране градообразующие», – добавил Сачков.

Надо отметить, что и до начала нынешнего кризиса отрасль находилась не в самом хорошем состоянии. За последние два года в красноярском крае о банкротстве объявили «Стальмонтаж» и «Машзавод». По неофициальной информации из кулуаров отрасли, в стадии закрытия или реорганизации находится еще 2 завода в регионе.

По официальным данным, в последние годы в Красноярском крае действовало 909 организаций в сфере металлургического производства, а число занятых в нем составляло 6% от всех жителей региона. Предполагалось, что в 2021 году отрасль в Красноярском крае должна была принести в бюджеты всех уровней более 99 млрд рублей. Впрочем, необходимо обратить внимание, что официальная статистика не разграничивала металлургические и металлообрабатывающие предприятия, при том, что трудности сейчас испытывают именно последние.

Резервов нет

Соучредитель и управляющий партнер минусинского завода гибких профилей «Флекст» Светослав Петров рассказал, что большой проблемой является согласование очередного повышения цены с крупными сетями, например «Леруа Мерлен», – на них приходится до 50% сбыта. При этом сети рассчитываются за поставленную продукцию по условиям постоплаты, то есть через несколько месяцев после отгрузки. В нынешних условиях это означает, что полученные деньги не покрывают даже стоимость металла на дату зачисления средств. В компании признаются, что сети действительно стараются идти им навстречу, снимая бюрократические барьеры при согласовании новых цен, однако и это не решает проблему целиком, потому что стоимость сырья даже на краткосрочную перспективу предсказать невозможно.

При этом как небольшое предприятие «Флекст» не имеет серьезных ресурсов для покрытия издержек, в том числе – за счет оптимизации штата.
«Мы маленькая компания, де факто мы на рынке с 2016 года и не можем себе позволить сокращать штат. Чаще наоборот: в период повышенного спроса вынуждены открывать дополнительную смену, но в текущую ситуацию рост спроса на наш продукт через крупные сети не приносит больше прибыли, а наоборот – больше убытков, так как покупка сырья на каждый следующий период обходится дороже, чем полученный доход с прошлых месяцев. Как долго сможем работать в таком режиме – пока не знаем. Стараемся увеличивать мелкооптовые продажи и работу с крупными отделочными компаниями, что дает нам возможность работать хотя бы в ноль», – отмечает Петров.

Перспективы отрасли он оценивает пессимистично – если ситуация в нынешнем темпе будет развиваться на протяжении еще нескольких месяцев, то небольшие производители «скорее всего не все доживут до конца этого кризиса».

Пока говорили – цена выросла

Барнаульская компания «Алтай-Тент» описала сложившуюся ситуацию на конкретном примере:

«В одном из регионов Уральского федерального округа (УФО) должен появиться наш большой тентовый комплекс: молочно-товарная ферма, ангар для переработки кормов и помещение для техники и оборудования. В прошлом году все это стоило 35 миллионов рублей. Договор подписали в мае. А деньги клиенту выделили только сейчас. Мы предупредили: цена изменилась. Он говорит: я готов, отступать некуда. Но он не был готов к тому, что изменилась на 15 миллионов. То, что стоило в прошлом мае 35 миллионов, сегодня стоит 50. Тогда тонна металла стоила около 45 тысяч рублей за тонну, сейчас стоит больше 90», – поделился специалист по внешним коммуникациям предприятия Михаил Беднаржевский.

Основной причиной сложившейся ситуации здесь называют рост экспорта, который привел к дефициту на внутреннем рынке. Но есть и другие факторы, из-за которых ситуация вряд ли разрешится в ближайшее время.

Во-первых, начало «высокого» строительного сезона с соответствующим ростом спроса на металлопрокат.

Во-вторых, традиционное весеннее закрытие автомобильных трасс. В Барнаул металл доставляется грузовым транспортом из Новосибирска. Возить можно будет только по 10 тонн, а не по 20, как раньше, с соответствующими последствиями для логистической составляющей в цене. При этом работы приходятся на разные временные отрезки: в Алтайском крае дороги закрывают с 1 по 30 апреля, а в Новосибирской области – с 19 апреля по 24 мая. То есть этот фактор будет влиять на цену металла как минимум два месяца.

Пострадает много отраслей

Генеральный директор Вологодского завода «Электросталь» Николай Ханков обращает внимание, что проблемы не ограничатся сектором металлообработки. Например, в строительстве порядка 10–15% от всех затрат на стройматериалы приходится на металлопрокат. Расчеты показывают, что рост цен на этот продукт на более чем на 100%, который по факту уже произошел, будет означать увеличение стоимости квадратного метра как минимум на 20%. Особенно заметен рост будет для тех многоэтажных объектов, которые возводятся с использованием технологий быстрого строительства «Куб-2» и «Куб-3» – здесь доля затрат на металлопрокат достигает 20–25%.

Еще большие затраты на металлопрокат в сфере автомобилестроения – до 70%. Это, по мнению эксперта, может означать повышение цен на машины в среднем на 30–35%.

«Сейчас мы движемся к цене 250 тысяч рублей за 1 тонну оцинкованного проката и к 120–140 тысяч рублей за 1 тонну черного металлопроката, потому что мировой рынок стали постоянно растет, а российский рынок не такой высококонкурентный, как импортные. В связи с повышением цены на внеш­ний рынок, увеличением валютного курса, ослаблением рубля мы прогнозируем дополнительное повышение на металлопрокат в связи с мировой конъюнктурой и низким уровнем конкуренции нашего рынка. Отечественные металлурги всегда подтягиваются на внешний рынок – если им там выгодно торговать, то они туда отправляют все объемы, а на Россию остается гораздо меньше, что является фактором для установления экспортной цены для получения большей прибыли», – прогнозирует Николай Ханков.

Есть о чем поговорить

Федеральные власти пока не нашли решения проблемы, однако на региональном уровне местные органы готовы обратить внимание на этот вопрос, если такая инициатива появится от представителей отрасли. В частности, председатель Законодательного собрания Красноярского края Дмитрий Свиридов заявил, что господдержка отрасли вполне может стать предметом обсуждения депутатов в ближайшем будущем.

«К сожалению, в силу ряда причин, рост цен на металлопрокат негативно отражается на состоянии предприятий металлообработки в Красноярском крае. Депутаты Законодательного Собрания готовы рассмотреть сложившуюся ситуацию и предложить варианты решения вопросов с ней связанных. Мы готовы детально разобраться в происходящем и оказать помощь и поддержку в рамках своих компетенций», – прокомментировал спикер.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

− 1 = 1

Читайте также: