О новинках бренда, будущем электроспецтехники и потенциале роста рынка в России журнал «Промышленник Сибири» поговорил с Александром Нетидом, руководителем группы по применению продуктов компании LiuGong в России и Беларуси.
Александр, какие машины для горнодобычи LiuGong презентует на CTT Expo 2024?
Начав свою деятельность по производству спецтехники еще в 1968 году, в последние годы LiuGong все активнее заходит на рынок горнодобывающего оборудования. Так, в прошлом году компания представила 90-тонный гидравлический полноповоротный экскаватор для горнодобычи. А уже в этом году мы презентуем еще более тяжелую машину – 125-тонный гидравлический экскаватор.
Помимо этих образцов, на стенде LiuGong также представлена линейка карьерных самосвалов DW 90 и DW 105 грузоподъемностью до 60–65 тонн; тяжелые бульдозеры – LD 60 весом более 70 тонн и LD 36 весом более 40 тонн; погрузчики 8128, грузоподъемностью 12 тонн и погрузчики 890 грузоподъемностью 9 тонн в различных исполнениях – как с фискальными ковшами, так и с ковшами для работы с горячим шлаком.
Отдельно отмечу линейку бурового оборудования компании Jint – это субпартнер LiuGong, который производит буровые установки на базе гидравлических экскаваторов LiuGong. Это такие модели, как Jint SD 15, SD 25, SD 36 и SD 45.
Как за последний год изменился рынок продаж спецтехники для добывающей отрасли в России? И каковы прогнозы на перспективу?
Как известно, в горно-шахтной отрасли достаточно длительный цикл покупки и поставки техники. Поэтому один год не может принести рынку серьезных перемен. Тем не менее прошлый год я бы назвал переломным.
Участники отрасли окончательно осознали, что уход западных производителей – это всерьез и надолго. Запас прочности, который всегда присутствует в горной-шахтной отрасли, пока позволяет горнодобытчикам раздумывать, смотреть, оценивать возможности.
Ключевые добывающие компании России, которые всегда смотрят на перспективу 3–5 лет, сегодня вплотную подходят к необходимости сделать выбор на будущее. Поэтому в этом году происходит определенный рост рынка, а в следующем, думаю, мы увидим еще большую динамику. В первую очередь это коснется тяжелых машин – больших жесткорамных самосвалов, аналогов Caterpillar и Komatsu; тяжелых экскаваторов; бульдозеров. Так, в планах LiuGong на следующий год вывести на рынок 30-тонный грейдер и электрический жесткорамный карьерный самосвал.
К слову, об электрических спецмашинах, на ваш взгляд, сколько времени нужно российскому рынку, чтобы начать широко использовать такую технику – так, как это происходит во всем мире?
Электрические машины в горно-шахтной отрасли России отнюдь не новы. Это хорошо забытое старое, ведь практика использования таких машин была еще в Советском Союзе – вспомните те же электрические экскаваторы, эксплуатация которых была гораздо более экономически выгодной.
Что касается настоящего момента – эксплуатация электрических машин имеет как плюсы, так и минусы. Не думаю, что с их появлением на карьерах рынок ждут революционные изменения. Скорее всего, развитие будет идти точечно – в тех карьерах и на тех территориях, где, во-первых, осталась зарядная инфраструктура, а во-вторых, стоимость электроэнергии существенно ниже, чем по стране в целом. Мои прогнозы – рост этого сегмента не будет лавинообразным. И в лучшем случае в течение 5 лет доля рынка электроспецтехники достигнет 10–15%.
Долгое время горнодобытчики неохотно смотрели в сторону китайских спецмашин. Сегодня эти стереотипы уже преодолены?
Сейчас на рынке совершенно другие обстоятельства – и горнодобытчики просто не могут позволить себе оставаться заложниками стереотипов. Но дело не только в этом: за последние годы в своих производственных возможностях и потенциале китайские производители шагнули далеко вперед. Сегодня это достойные конкуренты европейским производителям.
Думаю, горно-шахтной отрасли потребуется еще несколько лет для того, чтобы окончательно утвердиться в выборе техники китайского производства. А потом уже и европейцам, если они захотят вернуться, придется очень непросто. Им придется доказывать, почему клиент должен переплачивать за, по сути, те же рабочие характеристики. Плюс конкурентное преимущество китайцев – это частота обновления модельного ряда. В то время, как европейцы делают это каждые 3–5 лет, китайские производители оперативно реагируют на желание заказчиков и раз в год, а иногда и в полгода, выводят на рынок новинки.
Что касается новых моделей тяжелых машин, через какое время после презентации на выставке они будут доступны к покупке в России?
Машины уже доступны к приобретению и движутся к заказчику. Как правило, мы завозим в Россию не одну единицу, а несколько машин. Одна из них «работает» на отраслевых выставках, а другие – поставляются на производственные площадки заказчиков. Работа техники «в полях» важна в том числе для того, чтобы получать обратную связь от рынка и на основе этой информации улучшать машины. На сегодня практически вся линейка горно-шахтного оборудования LiuGong проходит тестирование и адаптацию к российскому рынку на тех или иных добывающих площадках.
А если говорить про условия и подходы к добыче в Китае и в России – они сильно отличаются?
Российский рынок в вопросе добычи гораздо более продвинутый. В частности, у нас широко распространен опыт использования тяжелых машин – экскаваторов и крупнотоннажных самосвалов. Там, где мы, условно говоря, используем 100-тонный самосвал, в Китае применяют три 50-тонных самосвала. То есть, с их точки зрения, проще заменить качество количеством и так получить требуемый результат.
Плюс климатические условия в Китае гораздо более щадящие. Именно поэтому, для того чтобы приблизить спецтехнику LiuGong к реалиям российского рынка – в том числе, реалиям климатическим, год назад был запущен Центр по исследованию арктического применения техники бренда. Специалисты центра будут анализировать всю технику, которая планируется к поставкам в Россию, на устойчивость работы в тяжелом климате. Анализ и последующая адаптация техники под погодные условия будет идти на основе опыта ведущих европейских производителей.
текст: Борис Смирнов, Наталья Шварц
фото: ООО «Люгонг Машинери Рус»