Реклама 18+ ООО «ТЕВЕКС», ИНН 5003106847spot_imgspot_img
Среда, 11 декабря, 2024

Частная дорога до Эльгинского месторождения: реально ли?

текст: Сергей Петров, фото: elga.ru

Инвестпроекты

«А-Проперти» Альберта Авдоляна планирует строительство железнодорожной ветви протяженностью более 650 километров. Дорога соединит Якутию и Хабаровский край. Согласно расчетам, проект будет реализован в течение ближайших 6 лет. Кроме того, планируется строительство порта для экспорта угля в АТР.

На правительственном совещании, которое состоялось 7 июля, была озвучена идея строительства железнодорожного пути до побережья Охотского моря в Хабаровском крае. Развитие транспортной инфраструктуры необходимо для угольной промышленности. Новая железная дорога поможет уменьшить нагрузку на БАМ и станет альтернативой для отправки угля на экспорт с Эльгинского месторождения, где добывается коксующийся уголь премиального качества.

Олег Белозеров, генеральный директор РЖД, отметил, что также было предложено строительство отдельного железнодорожного пути к Тихому океану. Реализация этого проекта станет возможна в том случае, если угледобывающие предприятия получат возможность вывозить уголь в сторону Дальнего Востока. По задумке, новая дорога будет идти параллельно БАМу. Владимир Путин на совещании отметил, что если проект целесообразен, его необходимо реализовать.

В начале 2000-х Министерство путей сообщения вело строительство железнодорожной ветви по маршруту Эльга – Верхнезейск протяженностью 317 километров. В 2008 году работы по строительству были возобновлены, а в 2012 году железная дорога была запущена. Объем инвестиций в проект составил 40 миллиардов рублей. Участок пути от Эльги находится в собственности компании «Эльга-Дорога».

С 2020 года основным акционером «Эльгаугля» стал холдинг «А-Проперти», принадлежащий Альберту Авдоляну. Возможность строительства железнодорожного пути от месторождения к Охотскому морю обсуждается уже не первый раз. Проект предлагалось изменить – так, выдвигалась идея прокладывать дорогу от Эльги до порта Аян. Сейчас же рассматривается идея строительства дороги от Эльги до Удской губы.

Провозная способность дороги составит порядка 30 миллионов тонн угля в год. Кроме того, проект подразумевает возведение морского порта в районе Чумикана. Однако в администрации Чумикана отмечают, что пока не поступали обращения о строительстве порта.

Ситуация с транспортировкой угля в регионе

За 2020–2021 гг. объемы угля, вывозимого с Эльгинского месторождения, значительно увеличились. Так, весной 2020 в месяц грузилось около 1,8 тысяч вагонов, а уже в апреле 2021 было погружено 15 тысяч вагонов с углем. Ежедневно с месторождения уходит 9–10 грузовых составов.

В 2020 году на Эльгинском месторождении было добыто около 7 млн тонн угля. В 2021 году планируется значительно увеличить показатели и достигнуть отметки в 11 млн тонн. Такие скачки в развитии связаны с планами на экспорт – «Эльгауголь» заключило соглашение о формировании совместного предприятия с GH-Shipping (КНР). Уголь будет поступать на продажу в Китай. Сейчас КНР планирует отказаться от поставок угля из Австралии и рассматривает возможность его замещения российским углем.

По объемам грузоперевозок Верхнезейск, в который поступает уголь с Эльги, значительно опережает другие углепогрузочные пункты, включая Бергаит и Чегдомын. И здесь вновь встает проблема недостаточного развития инфраструктуры. Даже модернизация БАМа, которая ведется в настоящее время, не может в должной мере увеличить пропускную способность транспортных путей. Сейчас грузопоток в сторону портов Тихого океана составляет 140 млн тонн в год. К 2025 году этот показатель вырастет до 180 млн тонн. Кроме того, возможно увеличение транзитного угля из Сибири.

В РДЖ ведутся работы по формированию III этапа развития Восточного полигона. По расчетам, благодаря прокладке новых путей и возведению нового моста через Амур к 2027 пропускная способность железной дороги вырастет еще на 32 млн тонн. Правда, даже при таких условиях останется риск того, что российская инфраструктура не сможет справиться с объемами экспорта угля в АТР.

Стоимость строительства и планируемые сроки

Строительство нового железнодорожного пути из Эльги будет вестись на средства угольной компании, а не за счет федерального бюджета. По предварительным расчетам, реализация проекта займет 5 лет. Закончить прокладку путей планируется в 2026 году.

Во время проведения работ по строительству железнодорожной ветви будет увеличено количество локомотивов, следующих по дорогам БАМа и Транссибирской магистрали. В первую очередь, будут запущены современные тепловозы 3ТЭ25К2М, мощность которых значительно превышает мощность предшественников. При соответствующем финансировании планируется приобрести до 50 единиц техники.

Точная стоимость прокладки железнодорожного пути не называется. Известно, что цена реализации проекта составит не менее 200 миллиардов рублей без учета стоимости закупки тепловозов и строительства объектов для обслуживания перевозок.

Трудности со строительством порта

Одной из главных статей расходов станет строительство порта. В 2020 году в Хабаровском крае начал работу порт «ВаниноТрансУголь», инвестиции в проект составили 37 млрд рублей. Однако в Чумикане условия для строительства значительно сложнее, чем в Ванино. Более того, Изабелла Осипова, глава района, относится скептически к идее строительства порта. По ее словам, навигация на Удской губе начинается не раньше конца июня, часто первые суда приходят лишь во второй половине июля.

Все торговые суда, которые будут вывозить уголь на экспорт, должны быть ледового класса. Вполне вероятно, что поставщик угля столкнется с отсутствием специализированного флота.

Опыт работы в подобных условиях есть у нефтяных компаний, однако все они обеспечены ледовыми судами. Так, из порта Магадана ежегодно вывозится около 1,5 млн тонн груза. Однако нужно учесть, что суда сопровождаются ледоколами.

В качестве альтернативы зимним перевозкам «Эльгауголь» может рассмотреть вариант с накапливанием угля на терминале с последующим активным вывозом после открытия навигационного сообщения. Но пока нельзя сказать точно, будет ли такое решение выгодно для предприятия.
Дорога в Чумикан: быть или не быть?

Если планы по строительству дороги из Эльги будут реализованы, новая железнодорожная ветвь станет первой в отдаленном районе Хабаровского края. Впрочем, использовать дорогу для пассажирских перевозок не планируется – ветвь будет предназначена исключительно для перевозок угля.

Разговоры о строительстве дороги в регионе ведутся давно. Администрация Хабаровского края предлагала проложить железнодорожную ветвь Постышево – Тугур, которая необходима для создания приливной электростанции и разработки месторождения золота Кутын.

Кроме того, «Русский Клодайк» – золотодобывающая магаданская компания – уже подготовила проект строительства железнодорожного пути от Постышево до Тугура, а далее – до Охотского моря через Чумикан. По расчетам, отправка грузов в круглогодичные дальневосточные порты по новому пути сократит расстояние более чем на 2 000 км в сравнении с дорогой, которая используется сейчас.

Проект трассы подготовили эксперты из «Дальгипротранса». Строительство железнодорожной ветви на побережье Охотского моря будет способствовать развитию региона. Как показали расчеты, реализация проекта является технически достижимой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

2 + 6 =

Читайте также: