Это совместный проект золотодобывающей компании «Полюс» и команды путешественников «Градусы открытий».
Цель экспедиции – изучить процесс золотодобычи: самим увидеть, как мельчайшие крупицы, практически атомы металла, спрятанные в руде, превращаются в увесистые слитки, познакомиться с людьми, которые добывают металл, поразиться мощным машинам и высокотехнологичному производству и, конечно, насладиться красотами бескрайней Сибири.
«Мы очень довольны нашим совместным проектом. За два года команде «Градусов открытий» удалось сделать практически нереальное. Они проехали в общей сложности восемь тысяч километров по Дальнему Востоку и Восточной Сибири, показав, как интересны эти регионы, посетили все самые крупные месторождения золота в России, взяли интервью у сотрудников ГОКов и жителей регионов и внесли свой вклад в изменение представления о золотодобывающей отрасли», – рассказывает о проекте Виктория Васильева, директор по связям с общественностью компании «Полюс».
В этом году путешественники стартовали 30 июня в Иркутске, финишировали 23 июля в Красноярске, побывав на месторождениях Вернинское, Сухой Лог, Олимпиада, Благодатное. Знакомство с золотодобычей в Красноярском крае началось еще в краевой столице с посещения Исследовательского центра «Полюса». Он был создан в 2004 году и, по сути, является уменьшенной версией золотодобывающих предприятий. Здесь в лабораторных условиях моделируют, исследуют и отрабатывают все основные процессы производства.
«В ИЦ есть лаборатория пирометаллургических процессов как на большой золотиоизвлекательной фабрике, только здесь весь процесс моделируется в миниатюре. Или, например, лаборатория пилотных исследований. Внутри нее расположена специальная установка, на которой проводятся всевозможные исследования технологий. Весь положительный опыт в дальнейшем используется на месторождениях «Полюса» в разных регионах», – поделился руководитель экспедиции Сергей Пищулов.
Секреты логистики
После Красноярска экспедиция поехала в Лесосибирск. Именно здесь находится база «Полюс Логистики» – сервисной компании, которая отвечает за доставку на Олимпиаду и другие месторождения грузов, различных материалов, оборудования и пассажиров. Олимпиадинское месторождение находится в 332 километрах к северу от Лесосибирска. База «Полюс Логистики» стоит на левом берегу Енисея, а месторождение на правом. Кроме того, к городу подведена железнодорожная ветка от Ачинска.
Необходимый груз доставляется на фурах или в вагонах на базу. Там он может какое-то время храниться или сразу перегружается в машины, которые поедут на месторождение. Для этого используются различные краны с грузоподъемностью от 25 до 110 тонн.
Дальше загруженные всем необходимым для добычи золота тягачи с прицепами и самосвалы заезжают на паром буквально в 100 метрах от базы. Паром принадлежит «Полюс Логистике». Он преодолевает расстояние порядка 1,8 км и оказывается на правом берегу Енисея. Дальше грузовики едут те самые 332 километра до Олимпиады. В обратную сторону все происходит точно так же.
«А что с самим золотом? Кто его перевозит? На чем? Когда? Это тайна похлеще происхождения Вселенной. Напишем такой факт: внутри самой золотодобывающей компании мало кто в курсе того, кто из сотрудников знает, как золото перевозят. А уж те, кто знает, об этом никогда и никому не расскажут. Ибо просто представьте, сколько такой груз стоит и каковы риски», – делится впечатлениями руководитель экспедиции Сергей.
Цель – Олимпиадинское месторождение
Побывав в Лесосибирске, ребята отправились в Северо-Енисейский район. Целью участников экспедиции было Олимпиадинское месторождение, крупнейшее из действующих в компании «Полюс».
Как же так получается, что есть руда, содержащая золото, а потом раз – и человек держит золотой слиток в руке? Если мы говорим про золоторудные месторождения, какими являются Олимпиада и Благодатное – месторождения «Полюса» в Красноярском крае, то все начинается с карьера.
На фото самый глубокий карьер по добыче золота в России. Он называется Восточный и находится на Олимпиадинском месторождении.
«Этот карьер — всем карьерам карьер, глубина 765 м. Таких карьеров мы еще не видели! По нему ездят огромные самосвалы – словно детские машинки. Спуск сверху вниз – до дна карьера занимает не меньше 20 минут».
Стоя сверху, задумываешься об устойчивости бортов карьера. Оказывается, изначально карьер проектируется особым образом, с учетом размещения золотоносной руды, рельефа местности, гидрологического режима. А уже в процессе разработки за устойчивостью бортов следит специальная служба, состоящая из геотехников. Если борт карьера начинает двигаться, то об этом с помощью специальных приборов сразу становится известно.
Горную массу в карьере можно разделить на три вида – вскрышу (пустую породу), бедную и богатую золотом руду. Ее дробят взрывами. Приезжают огромные самосвалы грузоподъемностью 220 тонн и выше. Не менее масштабные экскаваторы загружают в эти самосвалы богатую руду, с которой те едут на дробильно-сортировочный комплекс.
«В тонне руды содержится всего несколько грамм золота. На Олимпиаде, например, эта цифра в среднем составляет 3–5 грамм на тонну, – удивляется Сергей Пищулов. – Далее руда сортируется и отправляется на золотоизвлекательную фабрику, где в огромных мельницах со стальными шарами ее перемалывают до состояния пыли. Затем эта измельченная обогащенная руда вместе с водой транспортируется в отделение гидрометаллургии. Под действием реагентов проходит несколько физических и химических процессов, в том числе электролиз. Это когда через жидкость проходит электричество и золото с другими металлами оседает в осадок. И вот уже из этого получившегося осадка выплавляют слитки в плавильной», – рассказывает Сергей.
«Плавильная – это то место, где происходит кульминация всех производственных процессов. То пространство, где появляется конечный продукт золотоизвлекательной фабрики – золотой слиток. В центре плавильной находится печь. Ее раскаляют выше 1 200 градусов Цельсия. Металл при нагреве становится жидким и его выливают в изложницы. После затвердения слиток опускают в кислоту, промывают водой. Все, слиток золота готов!»
Содержание золота в слитках – 92-95%, а их масса – от 11 до 13 килограмм. Такой сплав называется Доре, и именно он – конечная продукция «Полюса». Из плавильной золото везут на аффинажный завод в Красноярск, где его очищают до высшей пробы.
Современно и комфортно
Золотоизвлекательную фабрику на Олимпиадинском ГОКе Сергей Пищулов назвал суперсовременной и отметил, что такого производства не видел и в других сферах деятельности.
«В Центре управления производством специалисты видят абсолютно всю технику, которая работает в карьере. Они могут посмотреть показатели от количества и характеристик загруженной руды и до давления в шинах самосвала. Специалисты стараются сделать так, чтобы все звенья этой большой технологической цепочки работали без остановки», — рассказал руководитель экспедиции.
Кстати, для сотрудников, которые трудятся на Олимпиадинском ГОКе, созданы прекрасные условия: вкусная еда в столовых, теплые общежития, летние и зимние спортивные площадки.
«Нас поразил на Олимпиаде современный культурно-спортивный комплекс. Монолитный, крытый, где занимаются разными видами спорта, проводят спектакли и концерты. «Полюс» создает для своих сотрудников комфортные условия проживания. Вахтовый поселок на Олимпиаде – это как целый городок, в котором есть даже пятиэтажки, что смотрится достаточно необычно для месторождения, находящегося далеко на Севере», — рассказал руководитель экспедиции.
После окончания путешествия участники подготовят цикл мини-фильмов, в которых покажут все самое интересное и поделятся собственными впечатлениями от увиденного. Все это можно будет увидеть на сайте проекта open-gold.ru (https://open-gold.ru/).
текст и фото: АО «Полюс Красноярск»