Масштабы развития отрасли дорожного строительства в России требуют внедрения современных прогрессивных инструментов объективного учета объема поставок сыпучих грузов на автотранспорте, исключающих ошибки и схемы обмана во взаиморасчетах. На сегодня в отрасли объективно сложился однозначный запрос оперировать независимо точным и юридически значимым показателем товарного объема сыпучих строительных материалов.
Остается проблемой достоверная точность учета и ее юридическая сила. Применение только весового контроля с пересчетом в объемы груза было и будет сопряжено как с вероятностным, так и с ошибочным результатом из-за неточности меры и пересчетных коэффициентов. Пресловутый человеческий фактор остается слабым звеном, на котором замыкаются все теневые манипуляции (т. е. хищения) на поставках инертных материалов (недогрузы, недопоставки, скрытый и неучтенный объем, «двойное дно», «воздушные» и «карусельные» товарные накладные), технические и намеренные ошибки диспетчеров (контролеров) в оценке объемов поставки, отгрузки (приписки).
Внедряя лазерное 3D-измерение объемов груза на базе системы LaseTVM, пользователь получает непрерывный мониторинг оборота сыпучих материалов в показателе точного кубического метра (не менее 99,0%), бесшовный метрологический контроль ресурсов и производительности труда на своих объектах (в т. ч. удаленных), в едином масштабе времени и координат, в интерфейсе диспетчерского управления (на русском языке) и с визуализацией базисных бизнес-метрик, имеющих юридическую силу и исключая из этого процесса участие любого персонала. В эквиваленте общего результата наши пользователи отмечают экономический эффект в виде сокращения доли ранее скрытых и неучтенных расходов до 30%.
Среди них: Департамент ЖКХ г. Москвы, «Трансстроймеханизация», ДСК «АВТОБАН», «Стройтрансгаз», «Стройблоктехнология», «Евротрансстрой» и другие профильные предприятия отрасли, более 130 контрольно-измерительных постов (КИП) – от Москвы до Магадана и от Санкт-Петербурга до Темрюка.
LaseTVM – система автоматического контроля изометрии и 3D-измерения объема погрузки на автотранспорте, которая основана на применении твердотельных высокоточных лазерных 3D-сканеров LiDAR-технологии (Light Detection And Ranging). Система объединяет в себе прогрессивные алгоритмы обработки данных и программно-аппаратные средства координатно-временных измерений всей изометрии кузова ТС с получением предельно точных и достоверных результатов. Погрешность замера объема ±1% – это международный стандарт, и поэтому метрологическая точность может быть обеспечена только с лазерным 3D-сканированием стационарного кузова, скорость движения которого однозначно 0 км/ч (нет движения) – не является переменной величиной, не зависит от водителя ТС, а потому не вносит дополнительную погрешность в результаты расчета объема инертного груза. При этом не имеют значения: вид и свойства сыпучего материала, геометрическая вместимость и форма кузова (в т. ч. с наклонным задним бортом), прямолинейность и равномерность движения ТС, уровень насыпи у бортов.
LaseTVM – это гораздо больше, чем точное измерение объема. Ее функционал включает ряд подзадач: пересчет в массу при известной плотности груза, сравнение с плановыми показателями (в календаре или смене); контроль габаритной высоты и центра массы навала по кузову; оценка и расчет отклонения профиля загрузки самосвала от паспорта; учет наличия объема невыгруженного остатка (за каждый цикл перевалки); ведение локальной БД производительности с передачей ключевых метрик по транспорту на АРМ диспетчера, в т. ч. в виде протокола (отчета, квитанции) с выводом его в реальном времени на печать или с Email-рассылкой на электронный адрес. Технология синхронизирует результат лазерного 3D-сканирования объема в кузове и видео-распознавание ГРН с регистрацией прибытия каждого самосвала, его контрольные фотоизображения вида спереди, сзади и сверху, полноразмерный координатный 3D-скан-профиль кузова (с объемом и с габаритными размерами), дату, время и сквозной номер измерения (при въезде и выезде), наименование сыпучего груза, контрагента и перевозчика. Учетные данные локализованы (на АРМ диспетчера), защищены от корректировки и могут быть переданы в 1С.
За период уже более 1 года эксплуатации система лазерного измерения объема (LaseTVM) показывает высокую надежность в работе, неприхотливость в техобслуживании и довольно низкую стоимость владения в условиях производства нерудных стройматериалов, при том важном условии, что все ее технические и метрологические характеристики подтверждены реальной ежедневной практикой и они отвечают нашим требованиям. LaseTVM, как средство контроля объема поставки на транспорте, также используют и некоторые наши контрагенты, и мы подтверждаем сходимость измерений. Мы рекомендуем LaseTVM как инструмент точного коммерческого учета. Генеральный директор ООО «Темрюкский комбинат строительных материалов» Ринат Калмыков, 2024 г.
Лазерный 3D-сканер подключается на КИП на П-образной опорной раме на высоте 7 м над полосой движения, производит серию волновых импульсов по всей поверхности профиля в ИК-спектре (905 нм, безопасен для глаз) и принимает их обратно. В каждом замере формируется 3D-скан-профиль кузова, разбивается на элементарные кубы с ребром до 25 мм, которые образуют его полноразмерную объемную 3D-модель в фактических размерах.
Разность 3D-скан-профилей пустого и полного кузова ТС и определяет наиболее точный объем инертного груза (погрешность до ±1,0%). Полное сканирование одного самосвала на въезд и выезд занимает не более 20 секунд, это не замедляет работу. Метрологическая точность результата в т. ч. связана с П-образной формой конструкции опорной рамы в условиях уличной эксплуатации.
Дело в том, что Г-образная рама подвержена раскачиванию с угловыми отклонениями от «монтажного ноля» (начала системы координат) как от ветрового давления, так и под собственной нагрузкой Г-плеча. В этом случае даже небольшой уклон на 0,5° на рабочей высоте 7 м приведет к ошибке измерения объема примерно на 5% (и это только от качения по ширине) на кузове с объемом 30 м. куб.
В России LaseTVM успешно прошла все регламенты метрологической аттестации и испытаний, по результатам которых лазерные 3D-сканеры LASE 3000D-С2-118-Н включены в национальный Госреестр СИ (ном. 79189-20), а сам математический алгоритм расчета аттестован – в виде Методики измерений объемов сыпучих материалов по результатам сканирования массива точек объекта, определяемого расчетным путем (ном. ФР.1.29.2021.40994). Так, согласно ФЗ-102 от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений», измерения должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений с применением утвержденных средств измерений, прошедших поверку (гл. 5, ст. 2, пп. 1).
Юридически это значит, что на систему измерения объема сыпучих грузов поставщик должен иметь: свидетельство об аттестации методики (метода) измерений объема; сертификат об утверждении типа средства измерений (с назначением в описании типа СИ – для объема сыпучих грузов, а не для габаритных или др. размеров); свидетельство о первичной поверке СИ. Только при наличии всех этих трех обязательных документов (установленного образца) обеспечивается юридическая значимость результата измерения объема.
Мы уже больше года активно задействуем комплексы лазерного 3D-измерения LaseTVM на своих строительных объектах, и сегодня все ожидаемые от этого результаты успешно достигнуты. Эффективность от учета объемного расхода инертных материалов на грузовом автотранспорте системами LaseTVM ясно показывает их практическая эксплуатация в производстве. И опираясь уже на эти достигнутые результаты, мы можем и готовы рекомендовать LaseTVM к инструментальному использованию в дорожном строительстве. Погрешность результатов измерения объемов сыпучих грузов на транспорте в условиях реальной работы подтверждается в пределах не хуже ±1%. Генеральный директор ООО «Стройблоктехнология» Павел Баженов, 2023 г.
Конструкция лазерных 3D-сканеров предусматривает их длительную эксплуатацию в сложных погодных условиях на открытых пространствах (дождь, снег, туман, пыль/грязь, ветер, прямое солнечное излучение), в т. ч. в зимний период с температурой воздуха до -40 °С. Датчики LASE относятся к категории необслуживаемых КИПиА, имеют функции самодиагностики, автокалибровки и контроля загрязнения по 6 зонам объектива.
Изготавливаются из ударопрочных и виброустойчивых материалов по международному стандарту пылевлагозащиты (IP 67), с углом обзора 190° х 180°, разрешением ±12 мм, лазером 1 класса с быстрой передачей данных по Ethernet-интерфейсу. Оптика лазерного сканера защищена от внешней засветки и имеет повышенную светоустойчивость (70 тыс. лк).
Программное обеспечение LaseTVM физически локализуется на АРМ диспетчера и не имеет ограничений прав использования. Оно полностью функционально и не требует обновлений, продлений или лицензий и пригодно как для автономной работы, так и для интеграции с учетными бизнес-платформами 1С. В функционале LaseTVM предусмотрен параметрический допуск уклона положения ТС относительно горизонта во время сканирования, позволяя получать точный результат измерения объема груза без критических требований к полосе движения.
На измерительную систему LaseTVM предоставляется заводская 2-летня гарантия, лазерный 3D-сканер и ПО вместе с другими компонентами полностью разрабатываются и производятся в LASE. Оборудование не требует постоянного технического обслуживания и периодической калибровки в течение всего срока службы, который, в среднем, насчитывает не менее 10 лет.
Межповерочный интервал для лазерного 3D-сканера LASE 3000D-C2-118-H составляет 1 год. Каждый пользователь может обратиться в службу технической поддержки 24/7, заказать очередную поверку СИ, функциональную диагностику или внеочередное ТО, выбрать удобные ему программы сервиса.
В срочном порядке для замены или ремонта предусмотрены складские ЗИП-комплекты и оперативный выезд технической службы на объект эксплуатации (в т. ч. удаленное сервис-подключение).
г. Липецк, проспект Победы, 29
+7 (920) 516-18-18, +7 (920) 516-19-19 sales@lase-russia.com, www.lase-tvm.ru
Текст и фото: ООО «ЛАЗЕ-Сервис»