Реклама 16+, АО «Промсинтез» ИНН 6335007320spot_imgspot_img
Понедельник, 27 мая, 2024
Реклама 16+, АО «Промсинтез» ИНН 6335007320spot_imgspot_img

Регионы Сибири: сырьевая устойчивость и новые отрасли

Итоги 2022 года показали, что высокая доля прямого и косвенного вклада сырьевых секторов в экономику сибирских регионов иногда является полезной и обеспечивает большую устойчивость.

Инвестпроекты

Добывающие секторы пока не в полной мере столкнулись с эффектом от введенных против России некоторыми странами ограничений, на многих сырьевых рынках уровень цен оказался даже выше значений 2021 года. Наиболее значительным был рост спроса и цен на рынках углеводородного сырья, включая уголь.

Важным фактором было то, что для сибирских поставщиков ключевые рынки сбыта находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где только Япония и частично Южная Корея присоединились к санкциям.В отличие от регионов Европейской части России, в Сибири меньше сборочных производств, поэтому регионы в меньшей степени зависимы от поставок сертифицированных узлов, деталей, комплектующих. В то же время для любых производственных и добывающих отраслей ключевые риски связаны с потерей доступа к современному передовому производственному оборудованию и технологиям из стран, которые ввели против России санкции.

Предполагается, что защитой от этих рисков послужат схемы параллельного импорта. Кроме того, имеются «товары-заменители», поставляемые из Китая и некоторых других азиатских стран. Таким образом, внешнеторговые ограничения в основном лишь повышают стоимость закупок и удлиняют сроки поставок, но не делают снабжение производств и сферу добычи оборудованием и комплектующими невозможным. Время покажет, насколько поставки по параллельному импорту или поставки оборудования производства стран ЮВАО способны обеспечить эффективное и безопасное функционирование предприятий.
Большинство крупных предприятий находится в стабильном состоянии. Существенного падения текущих объемов продаж и занятости не произошло, основные риски в основном связаны с горизонтом 3–5 лет. При этом многие секторы, например авиастроение, столкнулись с необходимостью резкого увеличения объемов производства. Аналогичная ситуация и у других производств, которые могут быть сориентированы на решение задач импортозамещения.

В подобной ситуации важны диверсификация экономики, снижение сырьевой зависимости. В 2022 году добыча сырьевых ресурсов помогла регионам Сибири, но конъюнктура рынков может измениться.

Как следствие, регионам необходимо формировать связку вузов с прикладной наукой и с промышленностью по своим «полюсам компетенций», развивать функцию инжиниринга, способствовать возникновению у себя центров компетенций по ключевым технологическим и инжиниринговым направлениям. Важно понимать: если регион хочет, чтобы тот или иной центр компетенции сформировался на его территории, ему придется приложить к решению данной задачи много усилий на протяжении длительного периода. Здесь потребуются совместные усилия властей, бизнеса, вузов, академической науки. Причем федеральная поддержка приходит к тем, кто демонстрирует доказательную готовность давать результат и может продемонстрировать реальные достижения.

Сергей Лозинский, глава экспертного направления Strategy Partners

Есть еще одна важная тенденция, которую должны учитывать сибирские регионы, – это усиление движения населения по стране. В первую очередь это, к сожалению, отток населения трудоспособного возраста, особенно молодежи. Происходит это по разным причинам, но результат отражается прежде всего на рынке труда, и отражается негативно. В то же время возникает еще одна тенденция, которую важно учитывать. Это рост интереса к путешествиям внутри страны, который в сочетании с первой можно рассматривать как еще слабо выраженную, но просматривающуюся тенденцию к большей мобильности вообще, особенно у молодежи.

Существенного падения текущих объемов продаж и занятости пока не произошло, основные риски в основном связаны с горизонтом в 3-5 лет

Проявилась она еще во время пандемии коронавируса, когда благодаря распространению удаленной работы люди начали массово переезжать в места с более благоприятными условиями: на море, в предгорья, на дачи.
В этой ситуации важными являются решения, направленные на повышение привлекательности для населения, прежде всего для молодежи, чтобы сдержать ее отток и избежать резкого снижения численности населения, особенно трудоспособного возраста. Это очень серьезный вызов, для которого нет одного простого решения, нужен целый комплекс, причем не как разовая мера, а как системная политика.

Качественное высшее образование, качественное образование для детей, качественное и доступное здравоохранение, разнообразные и привлекательные рабочие места, качественные жилье и городская среда, высокая творческая и культурная активность в городах – все это составляющие привлекательности региона как для молодых, так и для наиболее квалифицированных специалистов.

И в этом контексте развитие транспортной инфраструктуры и транспортной связности приобретает особое значение. Важно, чтобы по крайней мере между сибирскими регионами можно было бы быстро и комфортно перемещаться, чтобы был обеспечен доступ к имеющимся авиахабам, прежде всего к Новосибирску и Красноярску. Потому что даже те люди, которые в период пандемии переселялись на дачи, в сельскую местность и небольшие города, хотят быть мобильными и иметь возможность при необходимости вернуться в свой мегаполис или посетить другие места.

Тот, кто предложит наиболее благоприятное сочетание «экологической релаксации» и мобильности, сможет привлечь лояльных и компетентных жителей, в том числе и для решения задач по технологическому развитию.

текст: Сергей Лозинский, фото: Strategy Partners, riatauto.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

75 − 74 =

Читайте также: