Воскресенье, 15 сентября, 2024

Угледобывающая отрасль Кузбасса выходит из кризиса

текст: Анна Васильева, фото: suek.ru

Инвестпроекты

Объемы угледобычи в Кузбассе за последние 2 года сократились на 34 миллиона тонн. Если в 2018-м, по данным правительства Кузбасса, они составили 255 миллионов, в 2019-м – 250, то в 2020-м упали до 221 миллиона тонн. В планах на этот год выдать на-гора 235 миллионов тонн каменного угля.

Пандемия COVID-19 вызвала спад промышленного производства, большинство добывающих компаний, чтобы не останавливать производственный процесс, были вынуждены работать себе в убыток при переполненных складах. Это создало дополнительные проблемы (уголь имеет способность самовозгораться) и стало еще одним веским аргументом в пользу сдерживания темпов добычи в 2020 году.

Также негативно на ситуацию повлияла политика западных стран, связанная с переходом на возобновляемые источники энергии. В результате начали падать объемы реализации угольной продукции, как и цены на нее в Европе.

В таких условиях угольные компании Кузбасса могли бы переориентировать основные сбытовые потоки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где сохраняется стабильный спрос на российский уголь. Уголь более качественный, чем у конкурентов, и цены на него здесь гораздо выше европейских.

Но увеличить объемы отгрузки не удалось – Восточный полигон РЖД оказался не готов к росту грузопотока. Дело в том, что сроки продолжения строительства БАМа были существенно отодвинуты, а также не расширены определенные участки пути. Эти инфраструктурные ограничения сдерживают экономику Кузбасса и других регионов страны. И речь не только о перевозках угля, но и о доставке по железной дороге продукции сельского хозяйства, металлургии, химии и других отраслей промышленности.

Угольщики встали перед выбором: либо останавливать добывающие предприятия, либо перебрасывать на Восток объемы, которые раньше отправляли в Европу. Была проведена совместная работы с РЖД и составлен подробный график работ, с разбивкой по направлениям, по участкам и объектам, учитывая изменения провозной способности, веса составов с углем, которые уходят из Кузбасса сейчас и будут уходить в перспективе. Объемы перевозок в восточном направлении при этом должны вырасти.

Проблема «расшивки» БАМа и Транссиба при гарантированных объемах поставок черного золота неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне. В итоге, по данным Минобороны РФ, в начале апреля 2021-го к строительству второй ветки БАМа на территории Хакасии приступили железнодорожные войска.

На данный момент существует тенденция к росту объемов угледобычи. За очень холодные (и не в одной только России) январь и февраль 2021 года угольщики Кузбасса извлекли из недр 37,3 миллиона тонн – плюс 6,3 процента к аналогичному периоду 2020-го. При этом в феврале более чем на десять процентов – до 8,6 миллиона тонн – нарастили и отгрузку на Запад. В том числе – через южный порт Тамань.

Проектная мощность у терминала порядка 50 миллионов тонн в год. В порт заходят глубоководные суда, которыми в Южную Европу, на Ближний Восток, в Африку, Южную и Юго-Восточную Азию можно отправлять уголь одномоментно партиями до 220 тысяч тонн.

Отдельные крупные компании Кузбасса уже начали использовать его богатые возможности. При плане отправить на юг 9,4 миллиона тонн угля, фактически было отгружено, в том числе через Тамань, 1,2 миллиона тонн – почти на сорок процентов больше.

Рыночные цены на уголь с конца 2020-го пошли в рост. Кузбасские власти надеются на стабилизацию цен, а значит – предсказуемое развитие главной отрасли региона в ближайшие годы. Тем более что на фоне кризиса областной бюджет недополучил свыше сорока миллиардов рублей угольных налогов. Добывающим предприятиям пришлось, снижая объемы, расставаться с подрядчиками, переводить на сокращенный график и высвобождать персонал. Правительство РФ выделило 203 миллиона рублей на выплату горнякам долгов по зарплате.

В этом году в Кузбассе запустят две шахты – «Сибирская» и «7 Ноября-Новая» проектной мощностью пять миллионов тонн и три с половиной миллиона тонн угля в год соответственно. Итого – две тысячи новых рабочих мест. Еще четыреста добавит обогатительная фабрика шахты №12. А на новых разрезах «Чернокалтанский» и «Кузнецкий Южный», совокупной проектной мощностью семь миллионов тонн в год, добыча уже идет.

Что же касается выдачи новых лицензий на право пользования месторождениями угля, то, по данным Кузбасснедра, количество аукционов за 2020 год сократилось вдвое. В результате распределили всего четыре угольных участка. И виной тому не пандемия коронавируса, а протесты жителей городов и районов области.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

14 − = 9

Читайте также: