Четверг, 25 апреля, 2024

Угольщики выбрали азиатский путь развития

Инвестпроекты

После многомиллиардных потерь, которые понесла угольная отрасль и завязанные на нее регионы в прошлом году, российские власти увидели решение проблемы в расширении экспорта. Ключевым направлением выбраны АТР, а главным инструментом – расширение пропускной способности железных дорог.

Правительство России утвердило программу развития угольной отрасли на 15 лет. Об этом на совещании в Кемеровской области заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Первоочередной задачей он назвал расширение пропускной способности Восточного полигона железных дорог, что необходимо для поставки угля в азиатские страны, прежде всего из Кузбасса, где сосредоточено 60 % всей продукции, которую генерирует отрасль. Пропускная способность здесь должна увеличиться на четверть в сравнении с сегодняшним положением – до 180 миллионов тонн. При этом вывоз продукции из Кемеровской области должен увеличиться почти на треть. Достигнуть таких результатов можно за счет расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

«Их пропускная способность, особенно на отдельных участках, пока оставляет желать лучшего. Необходимо проложить новые пути, провести реконструкцию станций и усилить энергоснабжение. Помимо доставки угля и других товаров на Восток, мы планируем сократить до семи дней время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до нашей западной границы», – добавил Мишустин.

Первые результаты модернизации обоих веток можно будет увидеть уже в нынешнем году – будет построено до 670 километров путей. Но втором этапе – примерно вдвое больше. В ближайшие три года на эти цели будет направлено порядка 780 млрд рублей. Эта сумма включает в том числе затраты на создание инфраструктуры для транзита контейнеров.

«Нам нужно максимально оперативно разработать поквартальный график реализации этапов строительства этих двух магистралей. С показателями пропускной и провозной способности, а также предельного веса грузового поезда в разбивке по основным участкам. Тогда мы сможем получить абсолютно четкий план, на который смогут ориентироваться не только сами железнодорожники, но и бизнес, и регионы – все, кто заинтересован в развитии своих проектов вокруг или благодаря расширению БАМа и Транссиба», – отметил глава правительства.

В связи с этим премьер поставил две задачи – оперативно создать конкретный план работы с жесткими сроками по каждому участку, а также повысить предсказуемость поставок за счет заключения долгосрочных договоров между РЖД и главными угольными компаниями, которые и являются в данном случае грузоотправителями. Предельный срок по решению этих задач обозначен до 1 июля, при этом Мишустин попросил всех ускориться и закончить работу «гораздо быстрее».

«Очевидно, что не только Кузбасс, но и другие регионы, где добывается уголь, проявят интерес к расширению экспорта в восточном направлении. Об этом тоже много говорили. Надо оперативно сформировать дополнительные предложения по усилению восточного участка БАМа, а также проработать механизмы финансирования проекта по увеличению вывоза угля из Якутии, о чем также говорил президент», – резюмировал глава правительства РФ.

Министр транспорта РФ Виталий Савельев добавил, в рамках договоров между железнодорожниками и угольными компаниями планируется опробовать схему «вези или плати». Она будет опробована на 10 из 68 млн тонн угля, запланированных к перевозке в 2024 году в направлении портов Дальнего Востока. Все это потребует кардинального пересмотра действующих нормативных актов, в частности – статьи 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта». Соответствующий законопроект с поправками предполагается внести в Государственную Думу осенью нынешнего года.

«Кроме этого предлагается поручить Роснедрам не выдавать новых лицензий на разработку угольных месторождений без определения конкретных направлений и объемов перевозки вывозимой на экспорт продукции и без согласования с Минтрансом и перевозчиком», – добавил глава минтранса.

Кроме того, Савельев уточнил, что для реализации проекта расширения железных дорог, особенно применительно к участку, задействованному в вывозе угля из Якутии, могут быть привлечены средства Фонда на­ционального благосостояния. В целом под расширение восточного участка БАМа в этом месте должен быть сформирован отдельный инвестиционный проект.

Тема развития угольной отрасли в последнее время привлекает все большее внимание органов власти. Еще в начале марта большое совещание о ситуации в этой сфере провел президент РФ Владимир Путин. Свое внимание он аргументировал тем, что ситуация является важнейшей для пяти угольных регионов, где проживают 11 млн человек. Говорил он и об актуальности поставок на азиатский рынок, объемы которых из России за прошлый год достигли 122 млн тонн.

«При этом в АТР есть и дополнительная потребность, которую могли бы покрыть российские компании. И важно не упустить этот момент; гибко используя логистические возможности нашей транспортной системы, нарастить экспортный потенциал отечественной угольной промышленности. А это, подчеркну, означает новые рабочие места, рост доходов людей, занятых в этой отрасли и транспортном комплексе России», – заметил глава государства.

Впрочем, признал Путин, на тему перспектив угольной отрасли у экспертов существуют разные мнения, допускающие возможность в том числе и сжатия рынка по причине развития альтернативных источников энергии.

О том, что угольные компании переживают не лучшие времена, на протяжении прошлого года неоднократно открыто говорил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. По состоянию на середину прошлого года он оценивал потери регионального бюджета в 12 млрд рублей, в декабре ушедшего года — уже в 27 млрд рублей. Причина в том, что коронавирусные трудности наложились на отраслевой кризис, начавшийся еще раньше пандемии. По состоянию на три квартала 2020 года прибыль угледобывающих предприятий Кузбасса сократилась почти на 48%, или на 50 млрд рублей.

«Основной фактор, влияющий на экономику Кузбасса, – кризис в мировой угольной отрасли, который начался с февраля 2019 года. В этом году угольщики сократят платежи в региональный бюджет в этом году более чем на 16,8 млрд рублей. По итогам года, собственная доходная часть бюджета Кузбасса сократится на 17% в сравнении с 2019 годом. Это 27 млрд рублей», – заявил глава угледобывающего региона в рамках бюджетного послания в конце минувшего года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

99 − 90 =

Читайте также: