Более 500 участников со всей России обсуждали развитие судостроения и судоремонта, создание портовой и транспортной инфраструктуры, реализация промышленных проектов в Арктической зоне, импортозамещение и локализация технологий, цифровизация и технологическая модернизация, развитие Северного морского пути, государственная политика в Арктике, инвестиционная активность в Арктической зоне, привлечение и подготовка кадров.
Участие в форуме «Арктика – Регионы» приняли представители арктических регионов, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства промышленности и торговли, Федерального агентства морского и речного транспорта, Госкорпорации «Росатом», ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие», ФГУП «Росморпорт», ПАО «Мегафон», АО «Объединенная судостроительная корпорация», ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», ПАО «ГМК «Норильский никель», государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Совкомфлот», ООО «Газпромнефть шиппинг» и других крупных компаний и организаций, задействованных в проектах в Арктической зоне.
Развитие арктических регионов – одна из ключевых задач России в XXI веке. За последние годы было принято сразу несколько стратегических документов, определяющих этапы и направления этого развития. Объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2022 году достиг 34 миллионов тонн, в 5 раз превысив рекордные советские показатели, и к 2035-му должен составить 220 миллионов тонн грузов ежегодно. Россия строит новый атомный ледокольный флот, а в арктических портах создаются новые транспортные терминалы.
Выступая на пленарной сессии, заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев предложил гостям форума разработать практические предложения для усиления арктических регионов:
– Обстановка вокруг нас действительно стремительно меняется. Разрушаются внешнеэкономические связи. Возникают все новые санкции. Нам надо научиться не просто жить, а побеждать в этой реальности. Нам надо стать сильнее. Нам надо научиться тому, что мы раньше отводили на долю международной кооперации. А для этого нам надо больше общаться, советоваться, искать новые пути развития региона, новые пути развития всей нашей страны. Я хочу предложить очень простое завершение сегодняшнего форума. Я попрошу Губернатора Архангельской области собрать предложения участников форума, направить их в адрес Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. И давайте посмотрим, что мы вместе, что Правительство Российской Федерации может сделать для того, чтобы Россия становилась ещё более сильной, более независимой от внешних факторов для того, чтобы люди в Арктике жили лучше.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков предложил представителям компаний поучаствовать в технологическом конкурсе «АркТек»:
– Совместно с Министерством иностранных дел мы собрали ведущие бизнесы, которые работают в Арктике, их технологические потребности, с одной стороны, и технологические предложения, идеи молодых исследовательских команд с другой стороны. В рамках конкурса лучшие проекты, предложенные командами, будут соединены со спросом бизнеса, получат гранты на доведение технологических предложений до уровня предприятия, до уровня стартапов и, надеюсь, в перспективе до уровня уже работающих конкурентоспособных технологий».
Одной из ключевых проблем, решение которых необходимо для успешного развития арктических территорий, участники форума считают кадровый вопрос. Этой теме была посвящён отдельный «круглый стол». Выступая на нем, сенатор Российской Федерации Римма Галушина подчеркнула, что без подготовки квалифицированных специалистов невозможно достижение технологического суверенитета, необходимого в том числе и для решения задач в Арктике:
Одной из первоочередных мер является максимальная концентрация кадровых ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития. Подготовка инженерных кадров является основой технологического суверенитета нашего государства. Структура передовых инженерных школ подразумевает создание соответствующей исследовательской и технологической инфраструктуры, в которую вовлечены не только университеты, но и предприятия реального сектора экономики.
Руководители архангельских судоходных, судоремонтных, машиностроительных, инжиниринговых, логистических, транспортных, сервисных компаний обсудили перспективы развития Архангельского транспортного узла как одного из основных опорных пунктов России в Арктике. По результатам форума формируются предложения, которые будут переданы в адрес Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. Кроме того, принято решение проводить форум ежегодно: таким образом, он может стать крупнейшим деловым мероприятием в Архангельской области.