Самосвалы на аккумуляторных батареях, дизель-троллейвозы, карьерные роботы-челноки, беспилотные технологии, роботизированные системы управления, искусственный интеллект, «интеллектуальный» карьер по добыче полезных ископаемых – все это не какие-то фантастические концепты будущего, а реалии новой эры технологий, которая стремительно наступает.
На ОАО «БЕЛАЗ» расширяется производство самых востребованных самосвалов с электромеханической трансмиссией переменного тока. Модельный ряд машин серии БЕЛАЗ-7558 грузоподъемностью 90 тонн расширился за счет изготовления трех модификаций: БЕЛАЗ-7558F, БЕЛАЗ-7558C, БЕЛАЗ-7558D. Готова к отправке новая 180-тонная машина БЕЛАЗ-75182, в составе которой применен современный привод переменного тока General Electric. Линейка 240-тонных самосвалов пополнилась новым карьерным самосвалом БЕЛАЗ-7531В с эффективной системой жидкостного охлаждения шкафа управления трансмиссии переменного тока.
Ведутся пусконаладочные работы карьерного самосвала БЕЛАЗ-75711 грузоподъемностью 450 тонн. Продолжаются работы по совершенствованию собственных конструкций в системах управления тяговым электроприводом. Один из примеров – разработка и применение системы бесконтактного управления тяговым электроприводом в самосвалах с трансмиссией переменно-постоянного тока, что в результате повысило надежность узла и, как следствие, эффективность самосвала в целом. В настоящее время разработка проходит комплекс эксплуатационных испытаний на карьерных машинах грузоподъемностью 130 и 220 тонн.
Добыча полезных ископаемых ведется во все более сложных, порой опасных, условиях труда и на отдаленных территориях. Температура от -50 до +500С в зависимости от климатических зон, загазованность, пыль, а иногда и повышенный радиационный фон. В таких условиях человеческий фактор невольно становится причиной снижения эффективности работы. И тут на помощь придут «умные» самосвалы БЕЛАЗ, которые уже могут работать без водителя в кабине.
Роботизированные БЕЛАЗы
Сегодня первые 130-тонные самосвалы БЕЛАЗ-7513R с интеллектуальной системой управления уже зарекомендовали себя как высокопроизводительная техника в реальных условиях эксплуатации разреза «Черногорский» в Хакасии (Российская Федерация), где они перевозят вскрышную породу, двигаясь по выделенному участку разреза протяженностью 1 350 метров.
Очередным шагом предприятия в направлении расширения линейки выпускаемой роботизированной техники является изготовление партии самосвалов БЕЛАЗ-7558R грузоподъемностью 90 тонн, а также фронтального погрузчика БЕЛАЗ-7528D с дистанционным управлением.
Новые роботизированные карьерные самосвалы БЕЛАЗ имеют ряд принципиальных особенностей, которые выгодно отличают их от образцов, собранных ранее за счет внедрения интеллектуальных систем управления роботизированного карьерного самосвала нового поколения.
Интеллектуальная система значительно улучшает эксплуатационную привлекательность самосвала:
- обеспечивает оптимальные параметры движения;
- увеличивает время использования техники за счет отсутствия пересменок и обеденных перерывов;
- позволяет работать в условиях ограниченной видимости и загазованности.
При этом применение роботов в горнодобывающей промышленности значительно уменьшает влияние человеческого фактора, особенно в местах потенциально опасных для жизни (например, урановых рудниках).
Одним из наиболее важных аспектов, требующих особого внимания при эксплуатации роботизированных самосвалов, является вопрос безопасности. Для этого машины оборудуются видеокамерами, радарами, лидарами, позволяющими объективно определять возможные препятствия при движении и с помощью интеллектуального алгоритма принимать решение об объезде или остановке.
Все основные узлы транспортного средства имеют дублирующие системы управления, вступающие в работу при отказе основной системы.
Разработанные на ОАО «БЕЛАЗ» уникальные антиблокировочная и противобуксовочная системы, усовершенствованные алгоритмы управления электромеханической трансмиссией улучшают безопасность движение робота при ухудшении дорожной обстановки в случае дождя, снегопада и других неблагоприятных метеоусловиях.
В случае непредвиденных ситуаций дистанционное управление самосвалом может взять на себя оператор, находящийся в диспетчерском пункте.
БЕЛАЗы на газовом топливе (СПГ)
БЕЛАЗ реализует несколько прорывных проектов в сегменте карьерной техники на газомоторном топливе. Работа над газификацией карьерной техники ведется по двум направлениям – газодизель и чистый газ. В частности, белазовцы трудятся над созданием 90-тонника с двигателем на газовом топливе.
Сегодня на предприятии собран карьерный самосвал грузоподъемностью 136 тонн с газодизельным двигателем на базе дизеля Cummins КТА 50-С.
Тем временем еще одна газовая разработка БЕЛАЗа – карьерный самосвал БЕЛАЗ-75476, – пройдя эксплуатационные испытания в Архангельской области в карьере Ломоносовского ГОКа, переоборудован на использование компримированного природного газа. Машина продолжит свою работу, но уже в карьере компании «Алроса».
БЕЛАЗы-троллейвозы
Дизель-троллейвозы – это еще одно перспективное направление в русле мировых тенденций по использованию альтернативных источников энергии в карьерной технике. Выделяются три разработки специалистов БЕЛАЗа в этом направлении:
- дизель-троллейвоз;
- электро-троллейвоз;
- самосвал-электровоз.
БЕЛАЗы на акб
В 2021-м специалисты БЕЛАЗа выпустили совершенно новый тип карьерного самосвала на аккумуляторных батареях (АКБ) – БЕЛАЗ-7558Е грузоподъемностью 90 тонн. Данная разработка открывает новое направление в производстве «зеленых» самосвалов, полностью свободных от вредных выбросов. По предварительным оценкам экономия при использовании аккумуляторной машины по сравнению с серийным самосвалом БЕЛАЗ за 10 лет может составить от 1 до 3 млн долларов (в зависимости от региона эксплуатации).