В последнее десятилетие в сфере добычи золота в России наблюдается рост, которому не мешает даже ряд негативных обстоятельств. В 2009 году объемы добычи в россыпных месторождениях составляли 53 тонны в год, сейчас же этот показатель достиг 80 тонн ежегодно.
Россыпные месторождения отличаются минимальными потерями – при извлечении теряется не более 7% золота. Для сравнения – при рудной добыче теряется до 25% сырья, а при отработке комплексных месторождений потери могут достигать 70%.
В сфере добычи золота на россыпных месторождениях в удаленных регионах РФ работает более 500 предприятий с численностью более 30 000 сотрудников. Более того, ряд предприятий является градообразующими. Данная отрасль играет огромную роль в социальной сфере Дальнего Востока, и без нее многие территории могут остаться безлюдными.
Однако для сохранения россыпной добычи и поддержания экономики отдаленных регионов Дальнего Востока необходимо сохранение сырьевой базы, которая очень быстро сокращается. При этом поисково-оценочные и геологоразведочные работы на россыпях свернуты. Государственное финансирование отрасли минимально – даже по рудному золоту из государственного бюджета финансируется менее 10%, а в сфере россыпной добычи этот показатель еще ниже.
Кроме того, условия работы золотодобывающих предприятий с каждым годом становятся сложнее. Растет количество необходимых разрешений, выдача которых требует времени. Из-за этого сроки подготовки месторождений увеличиваются до нескольких лет. Также ощущается острая проблема нехватки кадров.
Основные проблемы россыпной золотодобычи
Сегодня можно выделить следующие проблемы в сфере россыпной добычи золота:
- Возможный запрет добычи. Добыча россыпного золота оказывает сильное воздействие на окружающую среду, что вызывает беспокойство общественности. Однако запрет россыпной золотодобычи будет иметь серьезные последствия для страны – если предприятия будут ликвидированы, люди, работающие на них, потеряют работу. Компенсировать экономический ущерб будет крайне сложно.
- Сроки рассмотрения документации. Сегодня согласование проектной документации по нормативным актам занимает 392 дня. Союз старателей считает необходимым пересмотреть данные сроки.
- Восстановление лесов. Органы контроля требуют от золотодобывающих предприятий проведение мер по восстановлению лесов. Однако целесообразнее будет возложить ответственность по лесовосстановлению на госорганы.
- Проблема вольного приноса. Минвостокразвития РФ предложило проект закона «О старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который разрешает добычу золота частным лицам. Но в данном проекте не учитываются важные факторы: опасность работ в условиях тайги и тундры, вопрос уплаты налогов, порядок охраны добываемого сырья. Существует риск, что принятие закона приведет к криминализации районов, в которых будут работать индивидуальные золотодобытчики.
- Необходимость отнесения золотодобычи к сезонным работам. Люди, работающие в сфере золотодобычи, работают в сложных условиях севера. Чтобы увеличить приток кадров в отрасль, Союз старателей предлагает внести золотодобычу в список сезонных работ.
- Утилизационный сбор на предприятиях Крайнего Севера. До сих пор отсутствует регламент по вопросам компенсации расходов на уничтожение отслужившей техники, которая использовалась золотодобывающими предприятиями в труднодоступных регионах.
Представители Союза старателей заявляют, что для развития отрасли и решения обозначенных проблем России необходимо вернуться к советской практике, когда государственные средства вкладывались в оценочные, поисковые и геологоразведочные работы по рудному и рассыпному золоту. Сейчас же государство финансирует многочисленные программы, которые не приносят отдачи и являются убыточными.