Весна и лето – период активных поставок по рекам стройматериалов, металлоконструкций и другой необходимой продукции на Север, где в Красноярском крае реализуются крупнейшие нефтегазовые проекты. В нынешнем году в план навигации вмешались климатические факторы. Объемы потребностей по разным объектам измеряются десятками и сотнями тысяч тонн.
На Куюмбинское нефтегазоконденсатное месторождение в навигацию нынешнего года было завезено свыше 25 тысяч тонн грузов – все, что необходимо для реализации большого проекта капитального строительства и для обеспечения стабильной производственной деятельности.
В основном речь идет о трансформаторах для строительства электрической подстанции и о модулях для нового здания общежития, а также о металлоконструкциях, строительных материалах, различных видах труб для эксплуатационного бурения, горюче-смазочных материалах. Чаще всего это продукция красноярских предприятий, таких как АО «Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций», ООО «Красноярский цемент» и других.
На доставку грузов в нынешнем году повлияла теплая зима и быстро наступившая весна, из-за чего навигация началась раньше обычного срока и проходила в более интенсивном темпе. Тем не менее к прибытию первых судов специалисты успели выполнить все необходимые подготовительные работы по берегоукреплению и подготовке складских площадей и мобилизовать технические ресурсы. Уровень воды падал быстро, из-за чего вести разгрузку судов приходилось в круглосуточном режиме.
Куюмбинское месторождение находится в Эвенкийском муниципальном районе, в 80 километрах от местного села Байкит, на обоих берегах реки Подкаменная Тунгуска. Из-за географической удаленности и климатических условий нефтяники активно используют водный транспорт для доставки сюда грузов разных габаритов. Но временные возможности судов ограничены периодом весенне-летней навигации.
Освоением Куюмбинского месторождения занимается компания ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз» – это совместное предприятие, которым в равных долях владеют «Роснефть» и «Газпром нефть». Его лицензии позволяют вести геологическое изучение, разведку и добычу на пяти участках.
Сейчас проект находится на стадии освоения первого пускового комплекса – выделенного участка с наиболее изученными запасами. Началась также опытно-промышленная разработка Терско-Камовского лицензионного участка – здесь собираются бурить эксплуатационные скважины совместно с запуском нефтепровода, соединяющего участок с Куюмбинским месторождением.
Продолжается поставка материалов водным путем и на другие добывающие объекты на севере Красноярского края. Например, в середине июня первые суда с грузом пришвартовались у разгрузочных площадок Ванкорского месторождения. Расстояние от Красноярского порта до этого места – свыше 2,5 тысяч километров. Навигация включает не только Енисей, но и северную реку Большая Хета. Состав грузов схожий – это производственные объекты, металлоконструкции, стройматериалы, трубная продукция для эксплуатационного бурения.
Сроки навигации в этом случае более короткие – всего полторы недели. За это время необходимо доставить все необходимое для капстроительства и обеспечения стабильной производственной деятельности промыслов в течение года. Всего предстоит доставить 300 тысяч тонн грузов – в сравнении с предыдущим годом этот показатель будет выше на 20 тысяч тонн. Для решения этой задачи была увеличена на 20 и флотилия – до 150 судов. Для погрузочно-разгрузочных работ привлекут 21 плавкран. Прибывшие на Ванкор речным путем грузы будут также распределены на Сузунское месторождение по реке Большая Хета и Лодочное и Тагульское месторождения с помощью автотранспорта.
Разработкой Ванкорского месторождения занимается компания «РН-Ванкор», входящая в состав «Роснефти». Нефтегазоносное месторождение было запущено в эксплуатацию в 2009 году.
В целом по краю, как сообщили краевые власти, благодаря погодным условиям летняя навигация началась на две недели раньше срока. Грузы направлялись не только для реализации национальных проектов, но и для обеспечения необходимым местных жителей. Местами накопления стали как красноярский порт, так и Лесосибирск и Абалаково. По одной только Эвенкии план завоза составлял 35 тысяч тонн, главным образом угля, нефти, ГСМ. Например, в Туре 12 тысяч тонн нефти было предназначено муниципальному предприятию «Илимпийские теплосети», 2 тысячи тонн авиакеросина – населению, на АЗС – 1 000 тонн бензина АИ-92, 680 тонн дизельного топлива. Еще 190 тонн дизельного топлива и 420 тонн нефти для муниципального предприятия «Байкитэнерго», 495 тонн бензина и 160 тонн дизельного топлива для населения.
В середине июня руководство Эвенкии отчиталось о полном выполнении плана завоза. В муниципальный округ было доставлено по воде до 42 тысяч тонн грузов.
«В полном объеме завезено топливо для дизельных электростанций района, нефть для нужд муниципальных предприятий, авиакеросин, бензин для розничной продажи. К слову, светлые нефтепродукты (бензин и дизельное топливо) нынче доставлены в большем количестве, чем ранее, мы учли растущий спрос среди жителей Эвенкии. Хотелось бы отметить хорошее взаимодействие всех ответственных лиц и структур, задействованных в северном завозе. Понимая ограниченность навигации по времени, все действовали четко, оперативно, было полное взаимопонимание и организованность», – прокомментировал директор МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» Ким Губарев.