Несколько лет назад в Бурятии активно обсуждалась идея строительства новых железнодорожных путей, которые связали бы БАМ и Транссибирскую магистраль. Данный проект очень заинтересовал действующего главу республики Алексея Цыденова.
Впервые проект стали обсуждать 25 лет назад – еще в 1996 году. Тогда были проведены расчеты и намечена возможная линия будущих путей. Предполагалось соединить железной дорогой станцию Могзон в Забайкальском крае и поселок Новый Уоян в Бурятии. Приблизительная протяженность пути – 700 километров.
В 2008 был предложен другой, еще более удобный, вариант прокладки железной дороги. Предполагалось проложить путь не от Могзона, а от Новоильинска. Правда, на тот момент в правительстве уже было согласовано строительство железнодорожной ветки Могзон – Новый Уоян. Изменение планов затормозило реализацию проекта, который мог бы оказать существенное влияние на развитие не только Бурятии, но и всего севера Сибири.
Перспективы проекта
Алдар Бадмаев, экономист, бывший советник главы республики, отмечал, что строительство железной дороги может сыграть огромную роль в развитии Бурятии. Кроме того, оно имеет значение и для работы БАМа. Сегодня около 1 700 км этой железной дороги не имеет веток, соединяющихся с Транссибирской магистралью. Если произойдет авария, движение на БАМе будет полностью перекрыто, тогда как во многие населенные пункты можно добраться только на поезде.
Также отсутствие железных дорог тормозит освоение месторождений, находящихся в северных районах Бурятии. Отсутствие инфраструктуры отпугивает инвесторов – и это при том, что в республике есть месторождения стратегически важного дефицитного сырья, которое Россия импортирует из других стран. Так, в двух северных районах находятся месторождения барита. В Муйском районе расположено асбестовое месторождение, в Баунтовском – месторождение нефелиновых сиенитов.
По мнению Евгения Кислова, председателя комиссии по территориальному развитию, экологии и природным ресурсам, начать разработку месторождений не получится до тех пор, пока не будет построена автомобильная трасса Курумкан – Новый Уоян и не будет проложена железная дорога между Байкало-Амурской магистралью и Транссибом. Это повлияет не только на разработку месторождений в Бурятии, но и положительно скажется на объектах Иркутской области и Забайкалья. Так, станут доступнее Сухоложское месторождение золота и Удоканское месторождение меди.
Что препятствует строительству железной дороги?
В пресс-службе Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии отмечают, что строительство железнодорожных путей пока отложено. Это связано с недостатком средств у РЖД и федерального бюджета. Изначально планировалось, что проект будет частично реализован за счет инвесторов. Кроме того, пока неизвестны необходимые объемы грузоперевозок и расчет окупаемости проекта.
Отмечается, что объемы перевозок могут возрасти только в случае увеличения пропускной способности ряда участков Транссиба и БАМа. Пока же, по сообщению РЖД, пропускная способность исчерпана. Сейчас необходимо определить источники финансирования усиления ближних и дальних подходов Транссиба и БАМа в районе участка Могзон – Новый Уоян. Без проведения данных мер реализация проекта по строительству новой железнодорожной ветви пока невозможна.
Однако сторонники прокладки нового пути не согласны с позицией РЖД. По их мнению, сейчас расчеты делаются на основании существующего грузового потока. В сравнении с советским временем, наблюдается падение производства, и грузовой поток значительно снижен. Но подобные проекты всегда делаются с расчетом на будущее. По замечанию Алдара Бадмаева, то, что сотрудники РЖД не учитывают перспективы проекта, является стратегической ошибкой.
Подобная ошибка уже была допущена, когда планировалось возведение на реке Витим Мокской ГЭС. Данная ГЭС могла бы стать источником электроэнергии для трех регионов. Но эксперты заявляли, что объемы потребления в районе недостаточны. Однако началось расширение БАМа, и сразу после этого стала ощущаться нехватка электроэнергии для перевоза грузов. Проблема встала очень остро, тогда как строительство ГЭС могло бы ее решить.
Инфраструктура Дальнего Востока сегодня не соответствует потребностям экономики. Транссиб сохраняет параметры почти вековой давности. И теперь, когда КНР начала развивать сухопутные пути через РФ, выяснилось, что пропускная способность российских дорог не справляется с нагрузкой.
Проблему необходимо решать в ближайшее время. Строительство железных путей на севере Бурятии требуется для освоения месторождений и развития транспортной инфраструктуры. Возможно, новая дорога станет «стройкой века», какой в свое время была Байкало-Амурская магистраль.