Вторник, 19 марта, 2024

Мини-заводов по производству СПГ станет больше

В марте прошлого года правительство утвердило долгосрочную программу развития производства СПГ в стране. Большое внимание уделено именно строительству мини-заводов по производству СПГ. Сейчас прорабатываются проекты строительства 65 таких предприятий с общим объемом инвестиций 3 триллиона рублей.

Инвестпроекты

Предполагается, что к 2024 году в стране будет уже несколько десятков малотоннажных производителей СПГ и порядка 80 криогенных заправочных станций, где они смогут реализовать сжиженный природный газ. Понятно, что без качественной подготовки таких проектов банки вряд ли будут готовы активно заходить в них. Такую практику можно наблюдать на рынке строительства АГНКС – автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

Сейчас в России действуют всего 13 малотоннажных предприятий по производству СПГ. Их возможностей недостаточно, чтобы закрыть потребности всех жителей отдаленных районов страны. Представители энергорынка говорят, что без внимания государства развитие отрасли невозможно. Предприятия появляются не очень активно потому, что бизнес не уверен в их рентабельности. Останавливают факторы ограниченного спроса, отсутствия инфраструктуры и программ, направленных на стимулирование сбыта.

Преимущества малотоннажных СПГ

По мнению экспертов, малотоннажное СПГ-производство обеспечивает большую гибкость и скорость за счет доступа к нескольким источникам сырья и отсутствия необходимости включать в один проект добычу и переработку. Малотоннажное предприятие может быть реализовано в срок 1–2 года. Это значительно меньше времени, чем требуется для реализации крупного проекта.

Развитие перевозок топлива по железной дороге позволяет расширить географию продаж малотоннажного СПГ в России и вывести его на ранее недоступные рынки сбыта. Небольшой объем газа, требуемый для сжижения, позволяет разместить производство практически в любом месте. Для строительства такого промышленного объекта не требуется обязательного доступа к глубоководным морским портам.

В отличие от крупнотоннажного предприятия, сегмент малотоннажного СПГ не имеет технологической зависимости, такой как, например, приобретение технологий и оборудования у большого количества поставщиков. Это позволяет оптимизировать капитальные затраты и минимизировать санкционные риски.

Доступность технологии, достаточно высокое качество для производства в малых объемах, низкие в абсолютных значениях стартовые инвестиции привлекают в индустрию игроков не только из нефтегазовой отрасли.

Малотоннажный СПГ используется в качестве моторного топлива в горнодобывающем производстве, в проектах автономной газификации, распределенной тепловой и электрогенерации.

Малотоннажный СПГ нацелен, прежде всего, на рынки, расположенные вблизи места производства. Инвесторы могут использовать модели ценообразования с привязкой к локальным энергоносителям, таким образом стимулируя покупателей экономить за счет перехода на этот вид топлива.

Перевозка СПГ
Перевозка СПГ

Перспективы развития рынка СПГ

Важным игроком на рынке подготовки малотоннажных СПГ-проектов станет, как ожидается, АО «ВЭБ Инфраструктура», являющаяся в настоящее время участником консорциума финансовых консультантов по проекту строительства крупнотоннажного СПГ-проекта в Усть-Луге.

Проработка рынка сбыта для таких предприятий – отдельная большая задача, которую сейчас решает правительство. С одной стороны, готовятся предложения об организации экспорта продукции мини-заводов – с оговоркой, что поставка топлива на внутренний рынок для малых предприятий все равно дело обязательное. С другой стороны, составляются директивы, которые предпишут хозяйственным обществам с долей участия государства более 50% переоборудовать транспорт для работы на газе. Это касается не только сферы общественного транспорта, но также промышленности и сельского хозяйства.

Помимо этого, профильные министерства готовят предложения о механизме приоритетного вовлечения в оборот земельных участков, где будут размещать СПГ-заправки и инфраструктуру для них. Заниматься этим будут федеральные и региональные институты развития. Возможно, будут внесены изменения в Земельный кодекс, чтобы участки под малотоннажные производства СПГ в качестве моторного топлива выделялись без конкурса.

Экспертное сообщество обсуждает также перспективы использования такого механизма государственной поддержки, как структурирование проектов малотоннажных СПГ-заводов с применением механизма ГЧП, так как появляется возможность установления государством минимального гарантированного дохода (МГД) частного партнера.

МГД может быть использован для минимизации риска снижения выручки инициатора проекта малотоннажного СПГ-завода от продажи конечной продукции комплекса. Функционирование этого механизма может быть обеспечено за счет возмещения недополученной выручки в случае, если фактические объемы продаж оказались меньше необходимых для компенсации эксплуатационных и иных затрат, включая обслуживание и возврат средств, предоставленных кредиторами.

Усилия государства по развитию отрасли понятны – если небольшие производители СПГ будут активно развиваться, это станет мощным драйвером для развития инфраструктуры в отдаленных и негазифицированных регионах страны. А снижение расходов на транспорт существенно улучшит экономическое состояние не только отдельных и небольших поселков, но и достаточно крупных региональных центров.

текст: Кристина Симонова, фото: gazprom.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

+ 26 = 30

Читайте также: