«В этом году мы строили вторую автоматизированную линию по формовке, благодаря чему существенно расширили производство. Для реализации проекта привозили специальные станки из Германии», – рассказал он.
ПТМ работает на рынке с 2005 года, занимается проектировкой и производством конвейерного оборудования и комплектующих к нему. Ключевым продуктом является горячий формованный ролик – уникальная разработка, единственная в своем роде на российском рынке, главная особенность которого заключается в том, что бичайка и подшипниковый узел составляют единое целое, а сварные швы отсутствуют. Благодаря запатентованной технологии, такие ролики имеют срок службы в несколько раз больше, чем стандартные – до 50 тысяч часов. Надежность и срок службы обеспечивается благодаря особенностям конструкции. Компания имеет большой опыт и международного сотрудничества. Например, в начале текущего года было подписано соглашение о партнерстве в области инжиниринга с южноафриканской компанией «Скит». Благодаря этому стала возможной реализация таких проектов, как строительство конвейеров длиной до 20 километров. В то же время из-за развитых международных связей санкции создали определенные проблемы с поставками комплектующих. В частности, в качестве моторов-индукторов использовали немецкие «Евродрайв».
«Им пришлось уйти, и все компании сейчас пытаются их продукцию импортозаместить. Они обращаются к китайцам, россиянам, белорусам, туркам, но это очень сложно – заменить проверенного партнера с сертификатами. Например, обращаешься к китайцам – у них сертификат на двигатель есть, а на редуктор нет. Есть трудности и с логистикой: даже если компания не ушла с рынка, то напрямую уже не может поставлять комплектующие. Они начинают искать новые пути, это удлиняет сроки, стоимость. А ведь заказчик нетерпеливый, если указал сроки в ТЗ, то менять не очень хочет. И нам нужно подстраиваться», – пояснил Сурков.
Проблема усугубляется тем, что при ориентации работы под заказчика нет возможности создавать большие складские запасы, ведь каждое задание требует определенного набора оборудования.
Есть и другие иностранные компании, уход которых с российского рынка оказался болезненным, в частности, германский поставщик лент «Континенталь» или производитель подшипников и подшипниковых узлов СКФ.
«Нужно искать замену не только по качеству, но и по сервису, наличию складов и другим параметрам. Альтернативных производителей не так много. Например, в Белоруссии есть один Минский подшипниковый завод. В Турции тоже единицы. И если даже все подойдет, то многое придется начинать с нуля, проверять качество, прорабатывать проекты. Ведь представьте конвейерный ролик – его ресурс в первую очередь зависит от подшипника», – объясняет представитель компании.
Сурков добавил, что программа импортозамещения не всегда помогает при подобных трудностях, поскольку спрос на продукцию обычно формируется тендерами, а на них выбирают самые дешевые экземпляры, в то время как продукция ПТМ за счет качества относится к более дорогим сегментам, превышая рыночные цены примерно на 30%.
«В целом, проекты, которые уже начались, отменены не будут, наверняка им будет найдено решение с помощью импортозамещения. Те заказы, выполнение которых находится на начальной стадии, скорее всего, заморозят на полгода—год. Но в целом рынок выстоит, как выстоял в пандемию, хотя сегодняшняя ситуация очевидно серьезнее», – резюмировал он.