Среда, 24 апреля, 2024

Спрос на ЖБИ и цемент подстегнет нацпроект

Инвестпроекты

Реализация нацпроекта «Жилье и городская среда» и реновация жилого комплекса России должны стать одними из главных драйверов роста спроса на строительные материалы и конструкции, в частности, это касается железобетонных изделий и цемента. Пока же эти рынки демонстрируют или незначительный рост, или спад, «проседая» под натиском конкурентом.

Железобетонные изделия (ЖБИ) – один из основных конструктивных строительных материалов. На текущий момент ЖБИ производятся в России в объемах, сопоставимых с объемом производства кирпича и товарного бетона.

Спад впервые за 10 лет

Объем рынка железобетонных изделий в России, по данным статистики, составляет порядка 18 млн куб. м, или 184 млрд руб., при этом рынок представляет собой продукцию скорее внутреннего производства, так как импорт и экспорт ЖБИ экономически нецелесообразен.

В 2017–2018 годах, впервые за последние 7–10 лет, на рынке ЖБИ наблюдалось снижение показателей производства. Одной из главных причин уменьшения объемов производства железобетонных изделий стал спад масштабов строительства. Так, в 2015 году число вводимых в эксплуатацию строительных объектов было сопоставимо с 2014 годом, а в 2016–2017 годах в эксплуатацию в России было введено меньшее число зданий, строений и сооружений. Негативный тренд также связан с частичным сокращением ввода массового и малоэтажного жилья: снижение объемов строительства повлекло за собой уменьшение потребления всех строительных материалов, начиная с ЖБИ.

Железобетонные изделия в РФ производят круглогодично, при этом в отрасли наблюдается сезонность. Объем производства начинает снижаться с начала осени, сохраняя минимальные значения до середины зимы – с сентября по январь. Перечень регионов-флагманов по производству ЖБИ в России год от года стабилен: лидером является Центральный федеральный округ (26%), далее следуют Приволжский и Сибирский федеральные округа, 23% и 16% соответственно. Доля производства, приходящаяся на другие округа, составляет не более 11% на округ.

В России в наибольшем объеме производят изделия категорий «плиты, панели и настилы перекрытий и покрытий», «конструкции сборные строительные прочие» и «конструкции стен и перегородок сборные». На другие категории приходилось от 13 до 2% продукции.

Отрасль конструктивных строительных материалов России традиционно зависит от импорта готовой продукции значительно меньше многих других отраслей, например, машиностроения и электронного оборудования. В строительстве зданий и сооружений применяют в основном материалы российского производства – цемент, песок, щебень, кирпич, газобетон, железобетонные изделия и т.д.

Основная причина незначительной доли импорта в этой отрасли – высокая стоимость транспортировки готовой продукции. Многие иностранные компании стремятся локализовать технологии, сырьевую базу, и открывают производства непосредственно на территории России, вместо того, чтобы импортировать свою продукцию.

В конкуренции с метал­локонструк­циями

Перспективы развития рынка ЖБИ в России неоднозначны. Согласно консервативному сценарию будущего отрасли, объем производства ЖБИ в целом по России покажет восстановительный рост порядка 15% в краткосрочном периоде, в долгосрочной же перспективе динамика рынка составит около 4–5%. Наибольший рост производства ЖБИ будет наблюдаться в Приволжском и Центральном федеральных округах.

В то же время развитие рынка зависит и от конкурентной среды. Все чаще эксперты говорят о том, что расстановка сил между железобетонными изделиями и металлоконструкциями может поменяться. Если в целом проанализировать рынок строительства в России с точки зрения используемых технологий при возведении каркасов зданий и сооружений, то окажется, что подавляющее большинство промышленных предприятий на сегодня построено с использованием металлоконструкций. Строительные металлические конструкции также активно применяются при возведении многоэтажных торговых центров, в то время как жилые дома, офисные центры, гостиничные комплексы повсеместно строятся из железобетона или кирпича. Смешанный каркас, состоящий из железобетона и металла, доминирует при постройке логистических и складских сооружений, а также малоэтажных торговых зданий.

Если сравнить данные этого анализа с ситуацией на строительном рынке Европы или США, то окажется, что за рубежом металлоконструкции применяются гораздо более широко, в том числе для строительства школьных зданий и складских помещений. Во многом это связано с существующими нормативными документами. В частности, «слабым» местом металлоконструкций считается их огнестойкость, а точнее – незащищенность «голого» металла от воздействия высоких температур. Более высокая огнестойкость способствует продаже ЖБИ, ведь металл в таких конструкциях защищен от огня слоем бетона. Таким образом, современные требования к огнестойкости и времени для эвакуации людей не позволяют применять несущие металлоконструкции и для строительства логистических комплексов, и для возведения школ.

Изменение расстановки сил, в частности, может произойти из-за ряда неоспоримых преимуществ металлоконструкций перед железобетоном. Легкий вес – самая известная и основная сильная сторона металлоконструкций. Эта особенность напрямую влияет сразу на два аспекта строительства: транспортировку стройматериалов и устройство фундаментов. Легкий вес металлоконструкций также снижает общий вес здания, благодаря чему можно выбирать более дешевые типы фундаментов, а в некоторых случаях (при возведении временных сооружений) и вовсе обходиться без них.

Другой весомый аргумент: отсутствие «мокрых процессов» на строй­площадке обуславливает возможность возведения зданий в любое время года и при любой погоде, а это также способствует более быстрому окончанию строительства. Железобетонные изделия и конструкции более «чувствительны» к погодным условиям, не говоря уже об их солидном весе.

Еще одной привлекательной чертой металлоконструкций по праву считается возможность использовать готовые элементы, выполненные в заводских условиях с высокой точностью, что существенно упрощает и ускоряет монтаж. Серийность изготовления металлических элементов, высокая степень их заводской готовности позволяют собирать здания наподобие конструктора – что тоже можно считать превосходством металлоконструкций над железобетоном.

Темп роста на уровне 5%

Перспективы рынка железобетонных изделий в России зависят и от сценариев развития нескольких смежных рынков. В первую очередь, рынка цемента, который демонстрирует неоднозначные тенденции. Спрос, снижающийся с 2014 года, благодаря повышению темпов строительства, с октября 2018 года начал расти и оказывать положительное влияние на динамику производства, что позволило в течение второй половины 2018 года и первой половины 2019 года дозагрузить мощности цементных заводов и увеличить выпуск цемента.

По итогам июля 2019 года объем потребления цемента вырос на 6,5% к июлю 2018 года, за январь-июль 2019 года – на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. За январь-август 2019 года производство цемента выросло на 7,1% к аналогичному периоду 2018 года и составило 39,2 млн тонн. В начале 2019 года ведущая отраслевая организация, объединение компаний «Союзцемент», приводила прогноз роста объема производства в 2019 году на 3%, затем увеличила прогнозные оценки до 5–7%. По состоянию на сентябрь 2019 года с учетом начала реализации национальных проектов рост объема производства цемента при позитивном сценарии по итогам года может достигнуть 9%, в 2020 году – темп прироста, как ожидается, зафиксируется на уровне 5%. В целом эксперты склонны полагать, что отрасль имеет тенденцию к восстановлению.

Основными драйверами для отрасли производства цемента в дальнейшем станут реновация жилого фонда, реализация проектов комплексного освоения территорий и выполнение национального проекта «Жилье и городская среда». Согласно паспорту нацпроекта «Жилье и городская среда», по итогам 2019 года в России планируется построить 88 млн кв. м жилой недвижимости. К 2021 году объемы жилищного строительства планируется увеличить до 94 млн кв. м, к 2024 году – до 120 млн кв. м.

Также рост продаж цемента отмечается в сегменте строительства инфраструктуры и в сетевой рознице. Кроме того, согласно оценкам экспертов, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» строительство именно бетонных дорог является самым коротким путем к достижению указанных в нем целей. Дефицит битума и нерудных материалов и развитие технологий строительства цементобетонных путей также можно рассматривать в качестве позитивных факторов, повышающих спрос на цемент в России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

7 + 1 =

Читайте также: