Цифровизация подразумевает применение цифровых технологий с целью изменения существующих бизнес-моделей, а также разработки новых способов получения дохода и создания ценности. Она радикально меняет способы оказания услуг по техобслуживанию, повышая при этом эффективность и снижая эксплуатационные затраты.
В основе цифровизации лежат передача данных и автоматизация техпроцессов, без которой для их реализации требуется много рабочего времени и трудовых ресурсов. В случае комплексной цифровизации оказания услуг по техобслуживанию появляется возможность собирать данные со всех этапов техпроцесса и использовать их для упрощения или даже автоматизации принятия решений. А благодаря облачным решениям различные пользователи могут легко выполнять оценку данных.
На цифровом предприятии оборудование самостоятельно определяет необходимость проведения техобслуживания и отправит соответствующий запрос. Конечно, для этого узлы оборудования должны быть подключены к датчикам и устройствам оперативного мониторинга состояния, что на данный момент не так часто встречается на обогатительных фабриках. Запрос на сервисное обслуживание может автоматически направляться в соответствующую службу с указанием подробной информации об оборудовании или узле, от которого был получен аварийный сигнал. Так поставщик услуг сразу узнает о том, например, какие запчасти будут необходимы при посещении рабочей площадки. В предпочтительном варианте реализации этой технологии поставщику услуг будет доступен для удаленного ознакомления график остановов предприятия, чтобы распределять полученные запросы на техобслуживание среди свободных специалистов.
По прибытию на площадку технический специалист мог бы осуществлять поиск нужного оборудования, например, с помощью специальных смарт-очков с функцией дополненной реальности. А после сканирования QR-кода оборудования технический специалист смог бы получить доступ к истории его технического обслуживания, журналу неисправностей, графику ТО и т.д. и составить представление о том, как оборудование эксплуатируется. Кроме того, ему были бы доступны некоторые инструкции по дистанционному техобслуживанию оборудования, которые помогали бы выполнить работу более эффективно и безопасно. По окончании техобслуживания технический специалист заполнял бы цифровой отчет, используя мобильное устройство, и сразу же отправлял его заказчику.
В данном примере отчетливо представлены преимущества использования цифровых инструментов для выполнения работ по техническому обслуживанию, главным из которых является повышение эффективности; при этом такая работа может занимать меньше времени благодаря автоматизации процесса, ведь при ее выполнении вручную различным заинтересованным сторонам приходится прилагать много усилий.
В то же время само техобслуживание можно осуществлять быстрее и более безопасно, поскольку благодаря подсказкам цифровых устройств технический специалист будет использовать наиболее эффективные и надежные методики. Наконец, можно упростить процесс оценки необходимых данных и направлять заказчикам новые отчеты сразу после их составления, применяя облачные технологии обмена информацией.
В рамках этой стратегии компания Metso Outotec переходит от бумажных отчетов к цифровой проверке на площадке и применению облачных технологий сбора и передачи данных. Мобильное приложение и веб-сервис при проведении технических осмотров на месте эксплуатации оборудования позволяет Metso Outotec не только решать текущие задачи, но и создает перспективы будущего развития компании. Облачное мобильное приложение упрощает анализ данных, создание информационных панелей и отчетов, а также предоставление другим пользователям удаленного доступа к этой информации.
Текст: Каарина Туусярви, Саймон Стори, компания Metso Outotec
Фото: Metso
