Однако, если разобраться в нюансах, окажется, что этот вид деятельности связан со множеством сложностей и рисками, брать на себя которые не готовы даже эксперты в сфере импорта товаров в Россию. О «подводных камнях» ввоза товаров в параллельном режиме и том, какие альтернативы есть у бизнеса, рассказывает Тина Анистен (Кристина Анисимова) – эксперт-практик в области международного бизнеса и организации цепей поставок.
Тина Анистен (Кристина Анисимова) – собственник компании SinoImport®, занимающейся закупкой, доставкой и таможенным оформлением товаров из разных стран. Уже более 17 лет SinoImport® профессионально работает в сфере импорта товаров в Россию. В 2022 году, после разрешения Минпромторга России на параллельный импорт, в компанию начали поступать запросы клиентов, которые хотели привезти товары, ушедших с рынка России зарубежных производителей. В первую очередь запросы касались крупного оборудования и комплектующих. Однако, говорит Тина Анистен, при детальном рассмотрении организация параллельного импорта оказалась задачей, которая не столько открывает новые бизнес-возможности, сколько грозит обернуться для предпринимателей трудностями и финансовыми потерями. Тина Анистен рассказала журналу «Промышленник Сибири» об «обратной стороне» ввоза товаров по схеме параллельного импорта.
Что такое параллельный импорт? Это импорт товара в Россию без согласия правообладателя товарного знака, главное условие – товар должен быть оригинальный и введен в эксплуатацию в другой стране. Этот процесс связан со множеством проволочек, не буду здесь затрагивать регулирование прав – попытаюсь объяснить простыми словами.
Итак, товар закупается каким-то третьим лицом в третьей стране. Товар должен быть доставлен в эту третью страну, там меняются документы «Продавец-покупатель», и затем товар едет в Россию. Вроде ничего сложного. Казалось бы, с долгой и дорогой логистикой смириться можно. Однако самое интересное начинается, когда товар приходит в Россию. Ниже расскажу с какими проблемами приходится сталкиваться при параллельном импорте.
1. Договориться с производителем, чтобы продал свой товар
Дело в том, что сейчас многие компании в странах Европы, Северной Америки и некоторых странах Азии просто отказываются работать с российскими компаниями, хотя их товары в санкционный список не подпадают. Приходится находить компанию-посредника в третьих странах, чаще всего ими выступает Турция, Арабские Эмираты и Гонконг.
А вот если товар подпадает под санкции (список можно найти в журнале Федерального регистра Правительства США www.federalregister.gov), тогда возникают проблемы. Если нарушить санкции, то можно получить до 25 лет лишения свободы. Поэтому все компании сейчас не просто не хотят работать с Россией, но и тщательно отбирают своих покупателей.
Могу привести один пример: у нас есть подразделение в США, и к нам обратилась компания из ОАЭ на поставку бурового оборудования для нефтедобывающей промышленности. Все логично, ОАЭ – один из крупнейших владельцев нефтедобывающих скважин. Мы отправили запрос производителю. Производитель при тщательном анализе запроса установил, что такое оборудование не используется в Эмиратах, а используется только в России. Общение сразу прекратилось.
Многие компании в Европе и США даже не пытаются разбираться, входит ли их товар в список, потому что он постоянно обновляется, а следить за этим им интереса нет, поэтому проще отказать в поставке.
2. Найти того, кто закупит этот товар у производителя за рубежом
Допустим, компания соглашается продать товар покупателю из третьей страны, а значит, неизбежно возникает вопрос финансовой логистики. В связи со сложившейся ситуацией, валютный контроль со стороны российских банков ужесточился, хотя по идее в такой сложной ситуации должен бы был способствовать, но об этом нужно отдельно говорить.
Деньги отправляются на компанию-посредника, транши за оборудование огромные. Возникает большой риск просто остаться ни с чем, а если товар не ввезешь, то валютный контроль банка просто уничтожит компанию-импортера в России и всю ее репутацию в банковской системе. Добро пожаловать в черный список с перспективой открытия уголовного дела по выводу валюты за рубеж (до 12 лет лишения свободы).
Открыть собственный торговый дом в другой стране – дело простое, но компании-продавцы не очень хотят работать с такими торговыми домами. Идут большие проверки и со стороны производителя на благонадежность, причина все та же: контроль со стороны правительства страны-производителя. Также, если откроете торговый дом на себя, валютный контроль это расценит как платежи между взаимозависимыми лицами. Исход может быть разный.
3. Найти того, кто осуществит логистику
Вопрос купли-продажи через третьи страны в целом также прост, но в случае с вышеназванной схемой купить товар в Европе от компании в Турции, например, и отправить его в Россию производитель не позволит. Поэтому товар должен быть физически отправлен в Турцию. После того, как он туда доставлен, на него оформляется реэкспорт и товар перенаправляется в Россию. Так было бы, если бы не было запрета производителя на отправку товара в Россию. Но задача усложняется, и на этом этапе возникает множество «серых» схем с реэкспортом. Посреднику приходится в прямом смысле подделывать документы. Хорошо, мы же рассматриваем удачный пример, так что, допустим, наш товар с ветерком едет в Россию и приезжает на границу.
4. Осуществить таможенную очистку легально
Основной проблемой при таможенной очистке является несогласованность действий Минпромторга и Федеральной таможенной службы. Минпромторг разрешил ввоз товаров разных марок, но в самом законе есть вот такое положение – «с согласия правообладателя». Таможня трактует эти слова как «согласие правообладателя на отправку товаров в Россию», хотя полагаю, что Минпромторг имел в виду «согласие правообладателя на введение в оборот товаров в другой стране». Таможня при декларировании товара под торговой маркой в списке Минпромторга требует письмо, такое письмо импортер предоставить не может. Таможня возбуждает дело о контрафактной продукции, которая изымается у импортера.
Когда товар все-таки получил разрешение на ввоз для внутреннего потребления, на этом риски не заканчиваются. В игру вступает отделение по контролю таможенной стоимости, а поскольку поставка связана с большим количеством третьих, и зачастую взаимосвязанных лиц, то таможенная стоимость корректируется с увеличением пошлин и сборов, иногда до нескольких раз.
5. Провести сервисное обслуживание оборудования при необходимости
Еще одной проблемой параллельно импорта является обслуживание оборудования. Если ранее запасные части, например, к брендовым погрузчикам можно было купить за 1–2 дня, то сейчас эта процедура составит не менее 3 месяцев. Это значит, что оборудование будет простаивать, а компания – терять деньги. Экономически иметь оборудование, ввезенное по параллельному импорту, становится невыгодным.
Итог всего вышесказанного: на сегодняшний день параллельный импорт в России осуществим, но является все-таки «серой», следовательно, небезопасной схемой. Именно поэтому поставками по параллельному импорту наша компания не занимается. Вместо этого мы предлагаем своим клиентам помощь в поиске альтернативных вариантов в странах Азии, Ближнего и Среднего Востока, Южной Америки и других дружественных странах.
текст и фото: SinoImport®
Россия, г. Красноярск, ул. Судостроительная, 90, офис 462
+7 (391) 223-09-62, 8-800-301-76-36
info@sinoved.ru, sinoimport.ru