В Хакасии появится Бейский угольный кластер, который позволит нарастить добычу, закрыть экологически опасные месторождения и решить проблему с доставкой угля потребителям.
На угольной карте России в ближайшее время может появиться новый мощный игрок. Речь идет о создании Бейского угольного кластера на базе одноименного месторождения в Хакасии. На прошедшем в апреле Красноярском экономическом форуме глава республики Виктор Зимин, начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт, а также руководители еще восьми угольных и транспортных предприятий региона подписали меморандум о развитии инфраструктуры проекта.
Предполагается, что инвестиции до 2023 года составят 27 млрд рублей. В том числе РЖД направит 19 млрд рублей, которые будут потрачены на строительство путей сообщения. Вложения промышленных предприятий составят еще 8 млрд рублей. Их планируется использовать на развитие инфраструктуры углепогрузочных станций Черногорские Копи, Ташеба, Подсиний, Камышта, Хоных, в первую очередь – на создание дополнительных приемоотправочных путей. Будут построены и новые промышленные станции вблизи разрезов.
Реализация проекта даст большой импульс экономическому развитию Хакасии и даст возможность конкурировать с другими угледобывающими регионами. Известно, что рост добычи фиксируется в Кемеровской области, а в Тыве готовится к запуску проект по добыче 15 млн тонн угля в год – он тоже активно обсуждался в рамках КЭФ.
Хакасия также демонстрирует хорошую динамику развития отрасли. Объемы добычи угля в республике уже превысили планку его максимальной добычи, установленную в советский период. Ежегодный прирост отгрузки составляет порядка 7 млн тонн.
Однако очевидной стала проблема доставки этих объемов потребителям из-за ограниченной мощности Транссибирской магистрали. Например, в 2017 году предприятия Хакасии по этой причине не смогли вывезти из региона почти 3 млн тонн угля. По оценке главы республики Виктора Зимина, местный бюджет в результате этой ситуации недополучил налогов на сумму 500 млн рублей – это значительная сумма для небольшого субъекта Федерации. Существеннее убытки получили и предприниматели, вложившие средства в добычу, но так и не получившие прибыли. При этом, как ожидается, за время реализации проекта добыча угля в Хакасии вырастет еще на 15 млн тонн.
Таким образом, модернизация Транссиба становится насущной необходимостью. Это связано и с ростом угледобычи в Хакасии, и с проектами в этой отрасли в соседних регионах, и с потребностями других сегментов производства. Например, стоит учитывать, что в Сибири растут объемы отгрузки не только угля, но и зерна. Неудивительно, что о необходимости срочного увеличения пропускной способности Транссиба заговорили на самом высоком уровне. На эту тему высказывался в том числе Президент России Владимир Путин. Стоит признать, что Российские железные дороги действительно работают над развитием железнодорожной инфраструктуры. Однако по мнению экспертов, работ, которые РЖД может провести своими силами, недостаточно для закрытия потребностей сегодняшнего дня. Необходимо привлечение федеральных и частных инвестиций.
Реализации проекта и привлечению инвестиций со стороны государства должно помочь и создание широко анонсированного экономического макрорегиона «Енисейская Сибирь». Новая структура позволит совместно отстаивать проекты Красноярского края, Хакасии и Тывы, и потому принесет пользу и Бейскому кластеру. К тому же в таком формате появляется больше возможностей настоять на том, чтобы федеральное инвестирование происходило не за счет железнодорожных тарифов. Кроме того, макрорегион рассматривается в том числе и как транзитная площадка между Востоком и Западом и возможность наладить транспортное сообщение с Китаем, и проект модернизации Транссиба полностью вписывается в эту концепцию.
Основой кластера станет Бейское каменноугольное месторождение. Его подтвержденные запасы составляют до 5 млрд тонн угля, а неподтвержденные – 15 млрд тонн. В отдаленной перспективе, как ожидается, добыча здесь достигнет 50-60 млн тонн угля в год. При этом и региональные власти, и предприниматели уверяют, что дополнительная нагрузка на экологию будет сглажена за счет использования новых технологий. По требованию властей инвесторы уже начали разведение рыбы и запустили осетровых в свои отстойники. Это, в частности, станет подтверждением заботы об экологической составляющей проектов, поскольку к научным трудам, подтверждающим чистоту сбросов, в обществе и у власти в последнее время сформировалось предвзятое отношение – их подозревают в ангажированности. Еще одна инициатива – помимо контроля сбросов профильными структурами – создать предприятие с государственным участием, которое за счет платежей от разрезов могло бы вести работу с очисткой всех стоков Бейского угольного кластера.
Кроме того, благодаря запуску Бейского месторождения появится возможность прекратить добычу угля в районе Черногорска. Предполагается, что это произойдет в течение 10–15 лет. В настоящее время здесь добывается порядка 15 млн тонн в год, однако экологические последствия добычи затрагивают до двух третей населения города. Поэтому власти считают целесообразным ее закрытие и перенос всей добычи на новую площадку.
Всего же в нынешнем году, как предполагается, добыча угля предприятиями Хакасии составит 28 млн тонн – на 7 млн тонн больше, чем в 2017 году. А за ближайшие 7 лет показатели добычи возрастут еще на 20 млн тонн.
Еще одним важным условием для развития республики является регистрация угледобывающих компании на ее территории. Больше того, ряд владельцев подобного бизнеса встают на налоговый учет в Хакасии как физические лица. Например, так поступил бенефициар холдинга «Коулстар» Эдуард Худайнатов после приобретения угольных активов в регионе. Кроме того, «Коулстар» платит наибольший налог за 1 тонну угля – 160 рублей, тогда как многие платят 100 рублей, а некоторые – 57 рублей за тот же объем. Очевидно, что более активная работа с инвесторами в этом направлении способна насытить бюджет республики дополнительными денежными поступлениями.