Пятница, 26 апреля, 2024

РЖД ускорило модернизацию БАМа и Транссиба

Инвестпроекты

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) по поручению правительства РФ сократило сроки модернизации Восточного полигона железных дорог. После неоднократных обращений крупных угледобывающих компаний на разных экспертных площадках к властям страны, совместных совещаний, писем в ответственные ведомства правительством в апреле 2020 года был подготовлен специальный документ – «Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона и целевые сроки их реализации», определяющий первоочередные стройки и более ранние сроки сдачи объектов в рамках программы модернизации БАМа и Транссиба.

Таким образом, у угольщиков появилась надежда в обозримой перспективе значительно увеличить объемы перевозок энергетического угля на экспорт в страны АТР через дальневосточные порты России. Такая же надежда появилась и у грузовладельцев, транспортирующих другие виды внешнеторговых грузов через порты Дальнего Востока, в том числе у компаний, занимающихся транзитными контейнерными перевозками.

Осенью 2019 года угольщики под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обратились в правительство и к руководству РЖД с просьбой не сокращать бюджеты на модернизацию БАМа и Транссиба и по возможности ускорить ее. Они приводили подкрепленные статистикой доводы о том, что если не вложиться в развитие железнодорожной инфраструктуры сейчас, то страна не только потеряет азиатский рынок сбыта угля, но и при ощутимом падении спроса и цен на уголь на традиционном европейском рынке поставит крупнейшие угольные предприятия на грань выживания.

Претензии к железнодорожной монополии и чаяния угольщиков дошли до правительства, и в ноябре 2019-го состоялось совещание, по итогам которого тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев рекомендовал руководству РЖД «актуализировать детальный план мероприятий по реализации инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей» с развитием пропускных способностей». А тогдашний вице-премьер Максим Акимов поручил рабочей группе до 1 февраля 2020 года сформировать перечень приоритетных проектов.

Представители угольных компаний настаивали на том, чтобы РЖД полностью и в срок выполнили план модернизации Восточного полигона еще и потому, что в 2018 году стороны заключили «джентльменское соглашение»: угольщики согласились на повышение тарифов за перевозку грузов в восточном направлении и порожний пробег подвижного состава в обмен на обещание перевозчика «расшить узкие места» на железной дороге.

В апреле текущего года был подготовлен специальный документ – «Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона и целевые сроки их реализации», предписывающий не откладывая модернизировать и ввести в эксплуатацию раньше намеченного срока перечисленные в нем объекты. Всего в перечне 212 участков – это наиболее «узкие места», препятствующие перевозкам тех объемов угля, которые могли быть проданы угольными компаниями на азиатском рынке. Список уже согласован с Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» при Правительственной комиссии по транспорту РФ.

Около 50 участков железной дороги из этого списка должны были расширить еще на первом этапе модернизации БАМа и Транссиба, который начался в 2013 году и должен был закончиться в 2017-м, но сроки окончания сдвинули на 2020 год. В частности, речь идет о строительстве дополнительных путей и развитии станций на перегонах Мариинск – Тайшет, Междуреченск – Тайшет, Хабаровск – Находка.

Другие объекты изначально относились ко второму этапу модернизации Восточного полигона, который в соответствии с «майскими указами» президента Путина должен обеспечить увеличение пропускной способности железных дорог к 2024 году со 124,9 до 180 млн тонн. По первоначальным планам РЖД, львиная доля инвестиций в проекты должна была прийтись на последний год второго этапа.

Это не устраивало крупнейших грузоотправителей – угольные компании, которые говорили о том, что столь долгое ожидание негативно скажется на доле российского угля на рынке АТР: потенциальные потребители из Индии, Китая, Южной Кореи и других стран АТР не станут ждать, пока в России построят инфраструктуру, – они просто будут покупать уголь у других стран-поставщиков, например у Австралии, тоже активно борющейся за долю на этом рынке.

В итоге правительство, руководство РЖД и угольных компаний смогли договориться о том, что крайний срок ввода в эксплуатацию обновленных участков дороги будет приближен как минимум на год и состоится самое позднее в 2023 году.

В соответствии с новыми задачами, поставленными перед РЖД, железнодорожники должны будут ускоренными темпами взяться за модернизацию участка Междуреченск – Тайшет. Там в 2019 году было введено в эксплуатацию около 40 км новых главных путей, реконструировано более 50 км существующих путей, сейчас возводятся дополнительные главные пути на перегонах, ведется усиление системы электроснабжения.

Кроме того, в приоритете обходной путь для участка Шкотово – Смоляниново, построенного еще в 1930-х годах, где сегодня поезда вынуждены двигаться с помощью подталкивающего локомотива. Строительство обходного пути должно устранить это ограничение.

Линия Междуреченск – Тайшет обеспечивает транспортно-экономические связи сразу четырех регионов, задействована в перевозках транзитных грузов. Здесь в ближайшие годы ожидается рост грузопотока, который возникнет благодаря строительству железнодорожной ветки Элегест – Кызыл – Курагино. Поэтому модернизация названной ветки выделена в отдельный проект.

Расширение пропускных способностей железных дорог в восточном направлении должно позитивно сказаться и на объемах перевозок контейнеров. Напомним, в соответствии с федеральным проектом «Железнодорожный транспорт и транзит», который входит в Комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры, объем контейнерных перевозок должен вырасти в 4 раза к 2024 году и составить 1,7 млн TEU в год. Под решение этой задачи РЖД разработали специальный проект – «Транссиб за 7 суток», стартовавший в 2019 году. К концу реализации этого проекта груженые составы должны будут преодолевать Транссибирскую магистраль за неделю.

На эти цели РЖД должны выделить 202 млрд рублей. Предполагается строительство вторых путей, реконструкция станций, строительство путей в обход «нулевого километра» БАМа – Тайшета. Также в процессе создания находится технико-экономическое обоснование строительства обхода вокруг г. Читы, что позволит пропускать транзитные составы, минуя областной центр, и увеличить скорость движения поездов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

− 2 = 1

Читайте также: