Пятница, 19 апреля, 2024

Егор Васильев: «В Красноярский край идут большие инвестиции»

Инвестпроекты

В последнее время на федеральном и краевом уровне много говорится об инвестициях. Неожиданно для «коронавирусного года» тема вырвалась вперед. Весной Федеральным Собранием был принят закон о защите капиталовложений, который представители федеральной власти называли «своего рода инвестиционным кодексом». Красноярск оформил заявку на создание особой экономической зоны, а на последней сессии Законодательного собрания был принят закон о региональных инвестиционных проектах.

Что ожидает край с инвестиционной точки зрения? Об этом мы поговорили с министром экономики и регионального развития Красноярского края Егором Васильевым.

Егор Евгеньевич, если говорить о самой «больной» теме этого года, насколько серьезными стали последствия ограничительных мер для Красноярского края?

Безусловно, 2020 год из-за эпидемиологической ситуации стал не самым благоприятным для развития деловой активности и вложений в производство. При этом очевидно, что экономика не может оставаться на одном месте, она априори не статична, и чтобы существовать бизнесу необходимо развиваться.

Красноярский край всегда характеризовался очень высоким уровнем инвестиций. За последние 10 лет динамика инвестиций довольно впечатляющая: в 2009 году – 248 млрд рублей, в 2011 году – 309 млрд, в 2013 году – 377 млрд, в 2018 году – 422 млрд, в прошлом году – 426,5 млрд рублей. В крае накоплена большая промышленная база, которая предполагает постоянное инвестирование в обновление фондов, вложения как в существующие мощности, так и в новое производство.

Даже весной, когда в стране действовало большое количество ограничительных мер, многие крупные предприятия продолжали работать. Их технология просто не предполагает остановку производства, а, соответственно, требуются вложения в оборудование. И таких предприятий в Красноярском крае достаточно много. Кроме того, начинают реализацию совершенно новые проекты. Поэтому, несмотря на общее для всего мира падение, у нас оно составило 12% по итогам прошлого года.

Красноярский край по-прежнему сохраняет лидирующие позиции в СФО и восьмое место в стране по объему вложений в основной капитал – это 159,7 млрд рублей.

В каких отраслях произошло падение, а в каких, наоборот, рост? Уже есть данные?

Конечно, мы проанализировали первое полугодие. Наибольшее снижение капитальных затрат произошло в добыче нефти и природного газа (79,2%), транспортировке и хранении (68,7%), обеспечении электрической энергией (79,4%).

Но есть и отрасли, демонстрирующие рост. Например, в сельском хозяйстве за счет проектов, в том числе крупных на юге края, показатель инвестиций к прошлому году составил 3,8 млрд рублей, что на 92,8% больше, чем в прошлом году. В строительстве произошло обновление основных фондов на 2,1 млрд рублей – это 243% показателя прошлого года.

Также произошел рост инвестиций в добычу металлических руд, геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (121,4%) – осуществление разработки и освоения месторождений углеводородного сырья на территории Эвенкийского района.

Как мы видим, снижение есть, но нет стагнации, предприятия края продолжают значимо инвестировать. По итогам года мы прогнозируем объем капиталовло­жений чуть менее уровня 2019 года – 95,7%, то есть более 400 млрд рублей.

Откуда предприятия берут средства для инвестирования?

В основном за счет собственных средств предприятий. При этом в текущем году собственные средства как источник обновления фондов предприятия используют больше, чем в прошлом – с 59,1% в первом полугодии 2019 года до 68,9%. Отчасти это связано с рискомзаимствования.

Перейдем к государственной политике в этой области. Как бы вы охарактеризовали изменения этого года?

Совершенно справедливым будет утверждение, что в России строится новая логика создания условий для крупных инвестиционных проектов. Это логика основана на территориальном подходе, большой роли регионов в установке правил игры и гарантиях стабильности этих правил.

В апреле текущего года был опубликован федеральный закон о защите и поощрении капиталовложений. Цель закона обозначена авторами как – «создание гарантированных и благоприятных условий для инвестиционных проектов, а также для ведения бизнеса». В Красноярском крае органом, уполномоченным заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений, определено Министерство экономики и регионального развития Красноярского края.

В рамках таких соглашений гарантируется неизменность условий ведения бизнеса со стороны государства, и это касается налогов, экспортных таможенных пошлин, условий землепользования и градостроительной деятельности, иных правил и решений. В большей степени новый механизм будет интересен крупным инвесторам – законом установлен минимальный объем инвестиций по одному проекту в размере 250 млн руб.

Будет ли это касаться принятого недавно закона о РИП и как он будет работать?

Закон о защите и поощрении капиталовложений гарантирует сохранение всех налоговых условий, включая режим региональных инвестиционных проектов. Механизм РИП принят специально для стимулирования крупных инвестиций в наиболее значимых для общего развития региона отраслях.

При соблюдении заданных законом критериев, в том числе инвестиций более 10 млрд рублей, проект может быть внесен правительством края в реестр региональных инвестиционных проектов, что позволит получить пониженные ставки по налогу на прибыль и добычу полезных ископаемых. Это, в свою очередь, может стать предметом соглашения в рамках защиты капиталовложений. Инструмент региональных инвестиционных проектов – как раз пример опоры государственной политики на региональный уровень власти, о котором я говорил выше.

Какие еще новые преференции планируются в крае и могут быть предметом соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)?

СЗПК применим ко всем особым условиям для развития бизнеса. Из наиболее актуальных есть несколько важных для края направлений, реализующих территориальный аспект федеральной инвестиционной политики.

В июле текущего года принят пакет законов в целях поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне. Предприниматели, зарегистрированные на территории Таймырского, Туруханского и части Эвенкийского районов, а также Норильска, при реализации новых инвестиционных проектов или расширении видов деятельности могут рассчитывать на налоговые льготы и неналоговые преференции, включая процедуру свободной таможенной зоны. Эти условия также подлежат стабилизации в рамках закона о СЗПК. Первый резидент Арктической зоны Красноярского края уже определен.

Кроме того, мы продолжаем работу по созданию территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности. В Правительство РФ направ­лена заявка создания особой экономической зоны «Красноярская технологическая долина». Резиденты ОЭЗ также будут пользоваться налоговыми преференциями и особым режимом производственной деятельности в рамках подготовленной промышленной площадки.

Как новая федеральная политика отразится на региональном уровне, есть ли у края собственная стратегия работы с инвестициями?

У Красноярского края есть уникальный пример реализации федеральных подходов еще на этапе их формирования – комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь». В его основе изначально лежали принципы террито­риального подхода, межрегиональной кооперации и стабильности условий инвестирования. Это целиком соответствует современной федеральной политике. Концепция развития единого макрорегиона также легла в основу Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года.

В немалой степени это произошло потому, что край принимал активное участие при разработке нового инвестиционного законодательства на федеральном уровне. Одновременно проекты КИП в числе первых были рассмотрены на заседаниях рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов, образованной Правительством РФ в сентябре 2018 года и служили практическим примером.

Отдельно отмечу, что стратегия благоприятных условий для инвестиций в крае касается исключительно дополнительных, новых капитальных вложений в экономику. Наша конечная задача – дальнейший рост валового регионального продукта, который за десять лет вырос почти в три с половиной раза: с 749,2 млрд рублей  в  2009 году до 2 569,9 млрд рублей по оценке за 2019 год, – и вслед за объемом экономики рост благосостояния жителей края. Поэтому одним из ключевых параметров нашей инвестиционной стратегии является бюджетная эффективность, и мы внимательно отслеживаем этот аспект при анализе каждой преференции.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

− 4 = 6

Читайте также: