Угледобыча – основной источник наполнения бюджета Кемеровской области. При благоприятных ценах на мировых рынках регион расцветает, при неблагоприятной конъюнктуре – приходит в упадок. Последние месяцы 2025 года в отрасли оказались пессимистичными. Территория уже столкнулась с банкротствами, задержками зарплат и урезанием бюджета.У объекта были тогда и другие проблемы. Федеральная налоговая служба просила признать шахту банкротом из-за задолженности компании на сумму более 230 млн рублей, а ее владелец уже был арестован. Добыча угля продолжает падать в Кузбассе. За четыре месяца нынешнего года этот показатель составил 66,5 миллиона тонн – на 4,9% меньше, чем за тот же период 2024 года, свидетельствуют документы областного министерства угольной промышленности. Одновременно здесь упало и количество работников отрасли – на 2 тысячи человек.
«Общая переработка на предприятиях угольной отрасли Кузбасса, включая обогатительные фабрики, сезонные обогатительные установки и дробильно-сортировочные установки, с начала года составила 49,9 млн тонн, что на 11% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составило 75% от добычи», – говорят в региональном министерстве.
В ведомстве объясняют это структурными изменениями в угольной промышленности, которые связаны с ситуацией на мировых энергетических рынках и неизбежной в таких случаях внутренней оптимизацией производственных процессов. В министерстве рассчитывают, что все эти тенденции будут актуальны как минимум еще несколько месяцев.
Остались в долгу
Одним из самых ярких примеров проблем в угольной отрасли стала шахта «Инская». В декабре прошлого года ее работники объявили забастовку и объявили о начале голодовки. Причина – задолженность по зарплате, которая на тот момент составляла три месяца.
«Мы, ниже подписавшиеся работники шахты «Инская», уведомляем вас о предстоящей забастовке
По версии следствия, на протяжении года, с ноября 2023 по июль прошлого года, больше 300 работников компании не получили зарплату в размере 65 миллионов рублей. Они также поставляли уголь по заниженной цене, ущерб компании составил 54 миллиона рублей. В марте Центральный районный суд столицы Кузбасса отправил гендиректора и владельца под домашний арест.
Сама же шахта в ближайшее время может быть продана турецкой или китайской компаниям. В первом случае речь идет об Тrue exim, а имя претендентов из КНР не раскрывается.
Кроме того, за прошедшее время налоговики увеличили объем претензий к шахте до 522 миллионов рублей.
Долгая история
О проблемах в угольной отрасли Кузбасса говорят давно. Это неудивительно, потому что в регионе производится 56% каменного угля и около 80% высококачественных коксующихся марок. В 2024 году угольщики региона снизили добычу на 7,3%, составив 198,4 миллиона тонн, а экспорт сократился на 10,4%, до 102 миллионов тонн. И при этом наблюдается снижение мировых цен на уголь, только за первые месяцы текущего года, согласно данным Forbes, они упали на 7,7–9,3%.
Ситуация стала настолько критичной, что в прошлом году Кемеровская область была вынуждена пересмотреть бюджет, уменьшив его доходы на 5,8 миллиарда рублей и расходы на 6,4 миллиарда рублей.
текущий кризис в угольной промышленности обусловлен санкциями и увеличением объемов угля на рынке. В настоящее время развиваются таймырские и якутские месторождения, однако все они зависят от одной железнодорожной линии.
Местные власти предложили несколько инициатив для улучшения ситуации в угольной отрасли, однако их реализация требует федерального уровня. Заместитель губернатора Кузбасса Андрей Панов в своем телеграм-канале призвал к отмене импортных пошлин на российский уголь через межправительственные соглашения, а также к установлению сотрудничества с правительствами Индии и Китая и наладке работы банковских счетов в этих странах.
«Отдельный блок мер связан с кредитами, которые предприятия берут в банках для развития производства. Предлагается частично компенсировать из федерального бюджета выпадающие доходы банковскому сектору и самим предприятиям. Есть и инициатива, которая поможет не только угольщикам, но и машиностроителям: льготные кредиты угольным предприятиям, закупающим российское горно-шахтное оборудование», — настаивал чиновник.
Кроме того, местные власти высказывают необходимость заключения долгосрочного соглашения с РЖД о транспортировке угольной продукции на восток.
Доктор геолого-минералогических наук и профессор Ярослав Гутак в отметил, что в настоящее время уголь добывается преимущественно открытым способом, что может в будущем негативно сказаться на экономике региона. По его словам, необходимо развивать шахтное производство, так как открытые карьеры имеют ограниченный срок эксплуатации.
«На рынке отмечается переизбыток угля, идет активный перекос в сторону открытой добычи. Карьеры дают дешевый уголь, но работать долго они не могут, а шахты сейчас закрываются, так как не могут конкурировать с открытой добычей. В результате придем к такому, что не сможем добывать и открытым способом и шахт не будет, как и специалистов по строительству шахт», — рассказал эксперт в интервью изданию «ФедералПресс».
Он также отметил, что кризис в угольной промышленности обусловлен санкциями и увеличением объемов угля на рынке. В настоящее время развиваются таймырские и якутские месторождения, однако все они зависят от одной железнодорожной линии. Поэтому при поставках в Азию Кузбасс оказывается в невыгодном положении.
Управлять некому
Отраслевые сложности сопровождаются и изменениями в системе управления. В середине апреля министр угольной промышленности Кемеровской области Олег Токарев написал заявление об увольнении по собственному желанию. При этом на смену ему так и не был никто назначен. Более того, в постановлении, опубликованном на сайте правительства Кузбасса, не уточнялось даже, кто будет исполнять обязанности руководителя этой структуры. Месяц спустя ничего не изменилось.
Интересно, что Олег Токарев был первым и пока последним региональным министром угольной промышленности не только в Кузбассе, но и во всей стране. Он пришел в кемеровской правительство еще во времена Амана Тулеева, в 2017 году, и тогда возглавил департамент угольной промышленности, который входил в структуру министерства экономического развития региона. Следующий губернатор Сергей Цивилев в 2020 году принял решение о создании министерства угольной промышленности, цель такого решения – повышение эффективности государственного управления.текущий кризис в угольной промышленности обусловлен санкциями и увеличением объемов угля на рынке. В настоящее время развиваются таймырские и якутские месторождения, однако все они зависят от одной железнодорожной линии.
Текущий кризис в угольной промышленности обусловлен санкциями и увеличением объемов угля на рынке. В настоящее время развиваются таймырские и якутские месторождения, однако все они зависят от одной железнодорожной линии.
Решение об отставке чиновника вызвало у наблюдателей споры – одни считают, что нынешний губернатор Илья Середюк вообще хочет упразднить министерство, объединив его, например, с Минэкономразвития, другие полагают, что угольная отрасль играет слишком большое значение в жизни Кузбасса и требует отдельного министерства, а затяжка с назначением нового руководителя связана только с ответственностью этого шага.текущий кризис в угольной промышленности обусловлен санкциями и увеличением объемов угля на рынке. В настоящее время развиваются таймырские и якутские месторождения, однако все они зависят от одной железнодорожной линии.
Впрочем, некоторые политологи намекают, что уход этого и других чиновников связан с неминуемыми трудностями, которые надвигаются на Кузбасс в связи с неблагоприятной ситуацией в угольной сфере. Тем более, что бывший губернатор Сергей Цивилев стал теперь министром энергетики РФ и может поспособствовать трудоустройству в федеральные органы власти.
«Возможно, переход ряда чиновников из правительства Кузбасса на работу в федеральный центр связан с тем, что ранее в правительство России перешел Сергей Цивилев», – предположил в беседе с «ФедералПресс» директор центра развития региональной политики, политолог Илья Гращенков.
текст: Станислав Казаченко, фото: ООО «Техстройконтракт»
