В протоколе говорится, что введенные РЖД после приостановления действия правил недискриминационного доступа (ПНД) правила очередности перевозок грузов, «по мнению крупнейших угледобывающих компаний, вводят приоритет транзитных перевозок контейнерных грузов, устанавливают приоритет коксующегося угля и антрацита при поставках на экспорт, определяют перевозку энергетического угля по остаточному принципу».
Угольщики указали, что изменение сложившегося порядка может привести «к срыву контрактов, невыполнению обязательств, остановке предприятий, сокращению рабочих мест в регионах, снижению налогов и валютной выручки». По их расчетам, транзитные контейнеры отнимают у инфраструктуры пропускную способность, эквивалентную 60 млн т угля, и Россия, получая $30 с каждой транзитной тонны, упускает $600 экспортной выручки с тонны.