Иностранные инвесторы рассматривают возможности продажи своих долей в дальневосточных проектах. Индийские нефтегазовые компании – Oil and Natural Gas Corporation (ONGC Videsh) и Gail – в настоящее время обсуждают с британско-нидерландской компанией Shell возможность приобретения доли в проекте «Сахалин-2» (27,5%). В рамках переговоров Shell просит индийские компании подготовить отдельные долгосрочные контракты на поставку сырой нефти с проекта. Детали возможной сделки и стоимость не раскрываются.
Напомним, что в апреле также сообщалось о ведении Shell переговоров по продаже доли в проекте «Сахалин-2» с китайскими компаниями CNOOC, CNPC и Sinopec: пока какие-либо договоренности достигнуты не были, в то же время не сообщалось и о прекращении переговоров.
ONGC Videsh также может рассматривать покупку 30% у американской ExxonMobil в проекте «Сахалин-1». В апреле индийское правительство обратилось к бизнесу с просьбой оценить возможности приобретения доли британской BP в «Роснефти» и ExxonMobil в проекте «Сахалин-1». В частности, рассмотреть возможность приобретения доли в «Роснефти» предлагалось компаниям с государственным участием – ONGC Videsh, Indian Oil, Bharat Petro Recourses и Prize Petroleum (дочерняя компания Hindustan Petroleum, Oil India и Gail), а приобретение доли в проекте «Сахалин-1» – ONGC Videsh, которой уже принадлежит 20%.
При этом в апреле ONGC столкнулась с проблемами транспортировки нефти с Дальнего Востока. Прежде доставка сахалинской нефти с проекта «Сахалин-1» (марка Sokol) осуществлялась через терминал Де-Кастри в Хабаровском крае на судах ледового класса «Совкомфлота» (который находится в настоящее время под санкциями ЕС, запрещающими заключение сделок) в Республику Корея, где производилась загрузка на танкер для дальнейшей поставки покупателям в АТР, в том числе в Китай и Сингапур.
После введения санкций для российских судов осложнилось обеспечение страхового покрытия рейсов, кроме того, судоходные компании опасаются репутационных рисков при перевозке российской нефти. В марте ONGC продавала нефть индийским государственным предприятиям Hindustan Petroleum Corp (HPCL) и Bharat Petroleum Corp (BPCL) в отсутствие покупателей на внешнем рынке.
В свою очередь, Япония по-прежнему намерена сохранить свои доли в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Вместе с тем премьер-министр Японии Ф. Кисида в мае сообщил о намерении поэтапно отказываться от импорта нефти по данным проектам. Японские акционеры отмечают наличие рисков.
Входящая в консорциум SODECO компания Marubeni Group в конце марта оценила убытки от обесценивания инвестиций в «Сахалин-1» в 12,3 млрд иен (94,4 млн долларов). Mitsui после переоценки стоимости своих долей в проектах «Сахалин-2» и «Арктик СПГ-2» списала 80,6 млрд иен (62 млн долларов). Еще один японский участник проекта «Сахалин-2», Mitsubishi, пока не предоставлял финансовую отчетность.
Следует отметить, что в мае было зафиксировано сокращение добычи углеводородов по сахалинским проектам. Так, в рамках проекта «Сахалин-1» в первой половине мая среднесуточная добыча составила 8,2 тыс. тонн, что почти в 2,9 раза ниже показателя апреля. Объемы добычи нефти в рамках проекта «Сахалин-2» в мае снизились на 1,8%, составив 11,1 тыс. тонн в сутки.
Тем временем китайская компания ООО «Дальневосточная корпорация Синьсин» (дочернее предприятие Корпорации энергетической промышленности «Чжуню Синьсин») планирует построить завод по производству сжиженного природного газа мощностью 7 млн тонн СПГ в год в Приморском крае (в Шкотовском районе, вблизи бухты Пяти охотников).
Объем инвестиций оценивается в сумму порядка 490 млрд рублей. В состав комплекса в том числе должен войти газовый терминал «Валентина», предназначенный для перегрузки 7 млн тонн СПГ и 1 млн тонн СУГ.
Инвестор провел геологические, геодезические и археологические изыскания, а также были получены технические условия от ресурсоснабжающих организаций на подключение к электросетям и водоснабжению на период строительства.
Текст: Ростислав Туровский, профессор ВШЭ, доктор политических наук, Екатерина Шамсутдинова, фото: gazprom.ru, rosneft.ru