Пятница, 29 марта, 2024

В 2021 году ожидается дефицит палладия

текст и фото: Johnson Matthey, shutterstock.com

Инвестпроекты

Эксперты Johnson Matthey (JM) считают, что восстановление производства автомобилей после COVID-19, увеличение использования металла в бензиновых автомобилях в Европе и США, а также рекордное его потребление в химической промышленности приведет к значительному восстановлению спроса на палладий в 2021 году.

Первичные и вторичные поставки также вырастут, но не достигнут допандемийного уровня, несмотря на рекордное извлечение палладия из автомобильного лома и резкий рост производства в Южной Африке. Это увеличение будет частично погашено сокращением поставок из России из-за затопления подземных выработок на двух рудниках «Норникеля».
Поскольку спрос набирает обороты быстрее, чем предложение, ожидается, что рыночный дефицит палладия вырастет до более чем 800 тысяч унций против 728 тысяч унций дефицита в 2020 году.

В 2021 году рынок палладия сохранит структурный дефицит, при этом промышленный спрос и спрос на автокатализаторы значительно превысят совокупные первичные и вторичные поставки. Несмотря на то, что за последний год добыча увеличилась, складские запасы продолжают сокращаться.

В течение первых четырех месяцев 2021 года палладиевая губка снова стала дороже слитка, что свидетельствует о нехватке металла в полуфабрикатах, который обычно требуется промышленным и автомобильным потребителям. В ответ поставщикам пришлось перерабатывать запасы слитков в губку.

В начале 2021 года высокий спрос и опасения возможных сбоев в добыче поддерживали цены на палладий у исторических максимумов. В течение января и февраля цена колебалась в диапазоне 2 300–2 400 долларов, а в марте – поднялась выше 2 600 долларов на сообщениях «Норникеля», что он ожидает потери значительных объемов производства из-за аварии на обогатительной фабрике и временного закрытия двух крупных рудников. Эксперты JM оценивают потери рынка (из-за «Норникеля») по итогам 2021 года примерно в 500 тысяч унций металлов платиновой группы (МПГ).

«Тем не менее мы ожидаем, что «Норникель» возместит недостаток производства за счет продажи некоторого количества палладия из запасов. Таким образом, наш прогноз допускает сокращение поставок из РФ всего на 3%. Мы также ожидаем, что компания будет продавать металл из своего палладиевого фонда, который был создан в 2016 году для гарантированных поставок своим клиентам и снижения волатильность рынка», – отметили в JM. Этот фонд регулярно закупает металл из ряда источников, включая собственное производство компании.

По прогнозам JM, поставки палладия из ЮАР в этом году вырастут на 34%, поскольку горнодобывающая промышленность оправится от коронавирусных проблем, а компания Anglo American Platinum переработает накопившийся концентрат МПГ из-за простоя конвертеров в 2020 году. Большинство рудников произведут столько же металла, сколько было два года назад, а некоторые увеличат добычу в рамках программ расширения, например: Booysendal у компании Northam; Styldrift у компании Royal Bafokeng Platinum.

Как ожидается, извлечение палладия из отработанных автокатализаторов, а также из электронного лома в 2021 году вырастет на 14%, до рекордных 3,57 млн унций.

Объемы утилизации автомобилей практически восстановились после ковидных ограничений 2020 года, которые влияли на сбор, транспортировку и переработку. Сегодня уже все больше отработанных автомобилей попадает на свалки, при этом содержание палладия в отработанном катализаторе продолжает увеличиваться. Цена на металл стимулирует участников рынка как можно быстрее извлекать платиноиды и поставлять их на рынок.

Однако в перерабатывающих мощностях стали появляться узкие места – большинство таких предприятий в Европе, Северной Америке и Азии работают почти на пределе своих возможностей и не могут принимать дополнительные объемы ломов и отходов. Это, в свою очередь, приводит к тому, что некоторые сборщики металлолома отказываются от бизнеса, так как не уверены, что МПГ могут быть быстро извлечены переработаны и проданы.

Нехватка мощностей в первую очередь повлияла на извлечение материалов, которые технически труднее перерабатывать, особенно лом сажевых фильтров. До тех пор, пока заводы не начнут наращивать свои мощности, темпы увеличения извлечения палладия будут замедляться. «Наш прогноз допускает, что в 2021 году переработка палладиевых автокатализаторов достигнет рекорда в 3,1 млн унций, но есть некоторый риск меньшего показателя в случае отказа от вторичного сырья перерабатывающими заводами», – говорится в обзоре JM.

В 2021 году потребление палладия в автомобильной промышленности значительно вырастет, несмотря на программы экономии и его замены у некоторых производителей. Более 85% спроса на палладий в автопроме приходится на маломощные бензиновые двигатели, в которых устанавливаются палладий-родиевые трехкомпонентные катализаторы в течение последних двух десятилетий.

За последние пять лет ужесточение экологических требований к выбросам в Европе, Северной Америке и Китае привело к увеличению массы палладия в двигателях более чем на четверть, и несмотря на то что мировое производство бензиновых автомобилей снижается, потребление металла неуклонно растет.

Так, в 2017 году продажи легковых авто достигли пика – около 75 млн единиц, производство в 2021 году будет примерно на 10% ниже, но спрос на палладий для их изготовления будет как минимум на 10% выше, чем пять лет назад.

К началу 2021 года в хранилищах ETF оставалось чуть более полумиллиона унций палладия.

В период 2015–20 годов устойчивые продажи инвесторами привели к возврату на рынок более 2,5 млн унций палладия, что сократило его дефицит на рынке. Большинство оставшихся инвесторов не захотели фиксировать прибыль ни во время скачка цен 2020 года, ни в последнее время – по очередным рекордам в марте и апреле 2021 года. Межу тем в первом квартале был отмечен небольшой рост запасов палладия в ETF, который скорее всего был спровоцирован новостями о происшествиях на рудниках «Норникеля».

«Сохраняющиеся высокие цены на металл продолжают предоставлять инвесторам возможность выйти из своих активов с прибылью. Тем не менее, основываясь на продолжении тенденций палладиевых ETF, мы допускаем лишь умеренную их ликвидацию. Но даже если все палладиевые ETF, до конца 2021 года выбросят на рынок все свои запасы, этого будет недостаточно для покрытия ожидаемого рыночного дефицита», – уверены эксперты Johnson Matthey.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

45 − = 39

Читайте также: