С момента старта инвестиционная емкость масштабного межрегионального проекта «Енисейская Сибирь» выросла в три раза. Основной драйвер роста – новые крупные проекты из различных секторов экономики, которыми «Енисейская Сибирь» приросла в течение года. Самые интересные проекты были презентованы на КЭФ-2019.
В основе создания макрорегиона «Енисейская Сибирь» лежит не географическое, а экономическое объединение трех расположенных по «енисейскому меридиану» субъектов федерации. Проект охватывает ключевые сферы – энергетический и металлургический комплексы, лесную промышленность, транспортную инфраструктуру и сельское хозяйство. Его реализация позволит привлечь в макрорегион, занимающий более 15% территории России, рекордный объем инвестиций и создать больше 10 тыс. рабочих мест.
Старт проекту был дан в 2018 году: на площадке Красноярского экономического форума в формате роуд-шоу были презентованы 15 крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов, в числе которых проекты таких компаний, как ПАО «ГМК «Норильский никель», ОК «РУСАЛ», группа «СУЭК», «Роснефть». Их совокупная инвестиционная емкость в течение 10 лет составит более 500 млрд руб. Эффекты от реализации – создание более 12 тыс. новых рабочих мест, прирост промышленного производства на 10%, прирост объемов налоговых поступлений – на 15%.
Заложенная годом ранее традиция была продолжена и в 2019-м – на роуд-шоу «Енисейской Сибири» на КЭФ были представлены новые инвестпроекты, имеющие огромный потенциал для социально-экономического развития регионов. В настоящее время комплексный инвестиционный проект (КИП) «Енисейская Сибирь» включает 32 инвестиционных проекта с общей заявленной инвестиционной стоимостью свыше 1,8 трлн руб. на период 2019–2027 годов и свыше 3,5 трлн руб. на период 2019–2035 годов.
Центр цветной металлургии «в сердце» Енисейской Сибири»
На территории Красноярского края и Республики Тыва на базе уникальных платино-медно-никелевых и медно-молибденовых месторождений планируется создание центра цветной металлургии. Он включает в себя создание компании–производителя батарейных металлов, а также строительство горно-обогатительных комбинатов на базе Ак-Сугского, Кингашского и Верхнекингашского месторождений «УК «Интергео».
Строительство предприятий центра цветной металлургии запланировано на 2021–2023 гг., выход на проектную мощность – к 2025–2027 гг. К этому моменту объем добычи и переработки руды должен составить 44 млн тонн в год, что сделает центр цветной металлургии третьим в России по масштабам производства после Урала и Норильска.
В результате реализации проекта будет создано более 4 тыс. новых рабочих мест для персонала, работающего на Ак-Сугском и Кингашском ГОКах и до 6 тыс. дополнительных рабочих мест на базе существующих и вновь создаваемых предприятий малого бизнеса. Неотъемлемая часть проекта – развитие дорожной инфраструктуры: строительство новых автодорог и реконструкция существующей сети протяженностью свыше 400 км. Комплексный подход обеспечит транспортную доступность к территориям, ранее не доступным для хозяйственной деятельности.
Развитие инфраструктуры каменноугольного месторождения Хакасии
Для транспортного обеспечения предприятий, разрабатывающих Бейское каменноугольное месторождение – расположено в 50 км к югу от Абакана – будет создана железнодорожная и автодорожная инфраструктура. Развитие месторождения обусловлено потребностью в замещении угля с выработкой запасов угольных разрезов Черногорского месторождения. Для вывоза продукции с Бейского каменноугольного месторождения необходимо расширение южного хода Транссиба на участке Аскиз – Абакан. Кроме того, потребуется увеличение подвижного состава Абаканского отделения Красноярской железной дороги.
При выходе угледобывающих предприятий на проектную мощность к 2030 году объем перевозок угольной продукции Бейского каменноугольного месторождения составит более 50 млн тонн в год. Вывоз угля с месторождения по железной дороге позволит обеспечить сохранение автодорог, сократить выбросы вредных веществ и снизить нагрузку на инфраструктуру Абакана и другие населенные пункты Республики Хакасия. Для обеспечения потребностей угольных разрезов в грузоперевозках в 2020–2030 гг. потребуется строительство железнодорожных путей протяженностью более 90 км и второго моста через реку Абакан.
Строительство транспортного коридора Абакан-Бийск
На сегодня транспортное сообщение между Хакасией и Республикой Алтай налажено по дорогам, проходящим через Красноярск и Новосибирск – общая длина пути составляет 1 100 м. Сооружение прямой транспортной артерии между республиками призвано значительно сократить расстояние между территориями – общая длина пути составит не более 430 км. Новая автодорога позволит стимулировать товарообмен между регионами, а также в разы увеличит грузопотоки между Россией, Китаем и Монголией. Кроме того, появление нового транспортного коридора должно активизировать развитие туристического сектора, перераспределить транспортные потоки, соединить единой сетью 12 населенных пунктов Хакасии, сократить транзитные издержки, создать условия для доступа к ресурсам.
Цифровизация экономики «Енисейской Сибири»
Проект создания Красноярской цифровой долины направлен на формирование условий для работы лучших отечественных ИТ-компаний и развитие российских информационных технологий, а также цифровизацию экономики «Енисейской Сибири». Создание кластера обеспечит необходимые для ИТ-разработок ресурсы – вычислительные мощности, научную и ресурсную базу. Это уменьшит сроки проектирования, разработки и вывода новых продуктов на рынок. Ядром цифровой долины станет технопарк площадью 26 тыс. кв. метров. Планируется, что цифровая долина «вберет в себя» цифровое наследие Универсиады, ресурсный потенциал Красноярского научного центра и ИКИТ СФУ, а также такие новые объекты, как офисный центр «Лайнер» и ArenaVR – центр киберспорта на острове Отдыха.
Готовность принять участие в проекте выразили более 30 региональных и федеральных ИТ-компаний и инвесторов, в том числе такие крупные компании, как Asus, HP, Huawei, Samsung, Фонд «Атом», AT Consulting, Beeper, агентство Social Network, ВЦИОМ, «Мобилфон», «Первый бит», Rubit, «Красноярск Техно Сервис», «Сибит Системс», MaxSoft, Aspirity. Реализация проекта позволит создать до пяти тысяч новых рабочих мест, сформировать ядро профессионального IT-сообщества, уменьшить отток высококвалифицированных кадров из региона.