Суббота, 20 апреля, 2024

Горячая пора на Крайнем Севере

Территория российской Арктики и сегодня является важной точкой в экономическом развитии страны. В ближайшие годы на нее будут делать еще большую ставку – этому способствуют и запасы полезных ископаемых, и близость к морским путям, и внешнеполитические обстоятельства. Государство уже создало многочисленные меры поддержки для тех, кто собирается развивать здесь свое дело.

Инвестпроекты

Арктика занимает до 18% всей территории России – около 3 миллионов квадратных метров. Из них 2,2 миллиона приходится на сушу. Здесь проживает порядка 2,4 миллиона человек – почти 40% жителей Крайнего Севера в мире. Правда, в отношении населения РФ это всего 2%.
Арктика охватывает девять регионов: Мурманскую область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также отдельные муниципальные образования Архангельской области, Республик Карелии, Коми, Якутии и Красноярского края. Многие из них либо целиком находятся на Крайнем Севере, либо на него приходится больше половины территории. Здесь расположены такие крупные и известные города, как Норильск, Анадырь, Архангельск, Мурманск, Воркута, Салехард, Нарьян-Мар.

Недавно секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев дал оценку вклада Арктики в национальный продукт. Здесь создается 22% объема общероссийского экспорта и обеспечивается 11% национального дохода России. Это неудивительно: на территории уже добывается и перерабатывается большое количество полезных ископаемых, а в перспективе эти объемы могут возрасти кратно. Речь идет в первую очередь о природном газе, нефти и металлах.

Например, запасы одного только природного газа оцениваются в 37,4 триллиона кубометров – это 76% от показателя в целом по стране. А по металлам платиновой группы цифры еще выше, а по редкоземельным металлам, таким как стронций, показатель и вовсе достигает 99%. В целом же в разных объемах на Крайнем Севере есть практически все виды металлов: железная руда, медь, никель, марганцевая руда, скандий и другие. Основные разработчики этой территории сегодня – это ПАО «Газпром», ПАО НК «Роснефть», ПАО «Новатэк», ПАО «Лукойл», ПАО «Северсталь», однако ожидается, что список инвесторов и их проектов в ближайшие годы будет расти.

«Арктическая зона Российской Федерации» — новый вид государственной поддержки, распространяющийся на всю территорию Арктической зоны. Данный режим предусматривает уникальную систему льгот и преференций для инвесторов.

Для поддержки предпринимательской инициативы для этой территории разработаны специальные режимы. Например, здесь создана 21 территория опережающего социально-экономического развития (ТОР). Ее резиденты получают налоговые льготы (налог на прибыль 0% первые пять лет и 12% последующие пять лет, обнулены налоги на землю и на имущество организаций), предоставление земельного участка, инфраструктуры, свободная таможенная зона, юридическая помощь в случае судебных разбирательств и другое.

Еще одну возможность открывает Арктическая зона РФ (АЗРФ) — крупнейшая особая экономическая зона в мире, на которой инвесторы пользуются специальными режимами налогового и административного регулирования. Она уже насчитывает 508 резидентов, а объем предусмотренных ими инвестиций достигает 803 миллиарда рублей.

Помимо сниженных налогов и выплаты субсидий, участники могут рассчитывать на многочисленные административные преференции, включая предоставление участков без торгов, особый регламент работы пунктов пропуска на государственной границе РФ, маркетинговую и HR-поддержку, а проверки проектов возможны только по согласованию Минвостокразвития России и в сокращенные сроки.

Есть и другие формы господдержки инициатив в Арктике: «Свободный порт Владивосток», «Курильские острова Российской Федерации» (КОРФ), Специальный административный район (САР), «Инновационный научно-технологический центр» (ИНТЦ).

Отдельной темой является Северный морской путь (СМП). Не секрет, что из-за особенностей климата наземные дороги в Арктике развиты слабо и нередко не могут работать существенную часть года. Поэтому возросла роль водных путей. СМП пролегает от порта Мурманска до Владивостока и проходит через все северные регионы страны. Речь идет о более чем 70 портах и перевалочных пунктах, самыми известными из которых являются Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси и Певек. Среди них есть и достаточно молодые объекты, как порт Сабетта на Ямале, запущенный в эксплуатацию в 2013 году.

О строительстве новых портов на Крайнем Севере пока не говорится, но инфраструктура действующих будет гарантированно развиваться, чтобы освоит растущий грузопоток – он связан не только с освоением северных месторождений и запуском здесь новых производств, но и с государственной политикой переориентации экспорта с Запада на Восток. Это будет означать и более активное транспортное использование рек, впадающих в Северный Ледовитый океан.

Новые проекты будет означать и создание новых рабочих мест в Арктике. Сегодня здесь заняты порядка 1,4 миллиона человек, около 15% из которых, или 208 тысяч человек – вахтовым методом. Сегодня на основании опроса работающих здесь организаций дополнительная потребность в сотрудниках до 2035 года здесь оценивается в 182,4 тысячи человек. Примерно эта же цифра фигурирует и в «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года», утвержденной в начале этого десятилетия.

Причем для работников с высшим образованием предполагается создать около 65,5 тысяч. Предполагается, что в основном речь вновь идет о «вахтовиках». Что не отменяет возможностей предоставления им мер господдержки – от надбавок к зарплате до налоговых преференций.

текст: Станислав Казаченко, фото: novatek.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

+ 9 = 14

Читайте также: