Пятница, 19 апреля, 2024

Институт информатики и телекоммуникаций: востребованность профессий и высокое качество обучения

Институт информатики и телекоммуникаций является ведущим учебным подразделением СибГУ им. М. Ф. Решетнева по количеству образовательных программ, а также по объему научно-исследовательской деятельности.

Инвестпроекты

В настоящее время в институте работает 33 доктора наук, 122 кандидата наук, действует 2 диссертационных совета, в составе института имеется научно-исследовательская лаборатория, научно-производственная лаборатория, учебно-технологическая лаборатория и три научно-образовательных центра.

За годы своего существования институт подготовил большое количество специалистов, которые трудятся в самых различных областях, – крупных корпорациях и небольших IT-стартапах, спецслужбах и органах власти как в России, так и за рубежом.

В институте постоянно открываются новые направления подготовки в соответствии с современной повесткой, такие как «Машинное обучение в технических системах», «Комплексное обеспечение информационной безопасности», «Интеллектуальный анализ больших данных и многие другие».

Институт тесно сотрудничает с ведущими предприятиями и организациями Красноярского края, такими как АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», АО «НПП «Радиосвязь», АО «Красмаш», Министерство цифрового развития Красноярского края, АО КБ «Искра», ЦКБ «Геофизика», институтами ФИЦ КНЦ СО РАН и многими другими, что позволяет получать обратную связь от стейкхолдеров и актуализировать подход к обу­чению.

Главную роль в процессе подготовки специалистов играют кафедры и коллективы преподавателей, которые на них работают. Кафед­ра информационно-управляющих систем, безусловно, является одним из основных «двигателей» внутренних процессов института. Средний возраст преподавательского состава кафедры 49 лет.

Ежегодно выпускниками кафедры становятся порядка 100 новых специалистов (бакалавров и магистров) по направлениям «информатика и вычислительная техника» и «программная инженерия». Качество защит выпускных квалификационных работ в обязательном порядке контролируется представителями ведущих предприятий.

Алексей Михайлович Попов, директор Института информатики и телекоммуникаций

Своим взглядом на качество современного образования и подготовку специалистов с редакцией журнала «Промышленник Сибири» поделились директор Института информатики и телекоммуникаций д.ф.-м.н., профессор, специалист в области алгебры и информатики Алексей Михайлович Попов и заведующий кафедрой информационно-управляющих систем д.т.н., профессор, специалист в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами Александр Владимирович Мурыгин.

Алексей Михайлович, чем отличается университетское образование в Сибири от, например, московского?

– Вообще говоря, образовательная деятельность во всех вузах, несмотря на географическое положение, ведется по одним и тем же федеральным государственным образовательным стандартам. Казалось бы, все должны находиться в одинаковых условиях. Тем не менее это не так. Вузы Сибири и центральные вузы имеют, используя математический термин, разные начальные условия. Многие из центральных вузов могут учить студентов по собственным образовательным стандартам. Существенное отличие в финансировании этих групп вузов, а, следовательно, в материально-технической базе как учебного процесса, так и научных исследований. Не последнюю роль играет и отток наиболее сильных выпускников школ для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. И то, что при этом нам удается держать высокую планку качества образования – это заслуга коллективов многих сибирских вузов. На примере нашего Университета Решетнева и его подразделения Института информатики и телекоммуникаций могу сказать, что высокое качество наших выпускников подтверждается отзывами работодателей.

Какие вызовы вы считаете сегодня главными для себя как для директора института?

– На наших глазах стремительно изменяется мир. Для себя как для директора Института информатики и телекоммуникаций главным вызовом я считаю переход от подготовки специалистов для традиционной экономики к подготовке бакалавров и магистров, инженеров и программистов для новой экономики – экономики знаний. Эта экономика опирается на технологии искусственного интеллекта и интернета вещей, киберфизических систем и цифровых двойников, блокчейна, машинного зрения, нейросетей и глубокого обучения. Все остальные задачи являются лишь производными от главной задачи – обеспечения будущего страны грамотными высококвалифицированными кадрами.

Александр Владимирович Мурыгин, зав. кафедрой информационно управляющих систем

Александр Владимирович, как вы оцениваете современное качество образования в рамках своей кафедры и всей страны?

– Качество образования можно оценить на защитах выпускных квалификационных работ наших студентов, успешностью их профессионального роста в процессе дальнейшего трудоустройства, а также по отзывам работодателей о наших выпускниках. Что касается выпускных квалификационных работ, то они относятся к сфере информационных технологий в цифровой экономике, на 70–80% формируются из потребностей предприятий малого и крупного бизнеса и отвечают их требованиям. Студенты, как правило, после защиты своей выпускной работы трудоустраиваются на предприятия и участвуют во внедрении своей работы. Мнение работодателей о наших выпускниках является предметом постоянного контроля со стороны руководства института информатики и телекоммуникаций и преподавателей нашей кафедры. На кафедру постоянно обращаются работодатели с просьбой о подготовке и направлении к ним специалистов в области информатики и вычислительной техники. Это говорит о хорошем имидже кафедры и востребованности выпускаемых ею специалистов.

Что должны сделать руководители и политики для того, чтобы улучшить качество образования?

– В настоящее время государство много делает для того, чтобы освободить учителей в школе от написания «лишних» бумаг. А в высшей школе этого не произошло. Через два года после того, как был принят действующий образовательный стандарт, выходит новый, либо следует указание министерства, и нам приходится все переделывать. Эта работа постоянно занимает наше время и заниматься студентами некогда. Другая проблема – это недостаточность выделяемых средств на материально-техническое оснащение. Министерство должно выделять эти средства целевым образом по заявкам университета. Эта проблема особенно актуальна для информационных кафедр, где смена оборудования и программного обеспечения должна происходить очень быстро.

текст и фото: пресс-служба Института информатики и телекоммуникаций

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

35 − = 26

Читайте также: