Пятница, 23 февраля, 2024

Светлана Маковская: «Система образования Красноярского края готовит кадры для решения перспективных задач развития региональной экономики»

Одна из задач, которая сегодня стоит перед российской системой образования, – это профориентационная работа со школьниками.

Инвестпроекты

Как помочь ребенку с выбором будущей профессии, начиная со школьной скамьи, и какая работа в этом направлении проводится в Красноярском крае рассказывает министр образования Красноярского края Светлана Маковская.

Светлана Ивановна, сегодня перед системой образования стоит немало новых задач. Одна из таких – это профориентационная работа со школьниками. Что она в себя включает? Как школьникам помогают определиться с будущей профессией в Красноярском крае?

– Я хотела бы начать с некоторых особенностей развития нашего региона. Красноярский край – второй по площади субъект Российской Федерации. Протяженность территории от севера до горных районов Южной Сибири составляет почти 3 тысячи км. Огромная территория, сеть из более чем тысячи школ, наличие крупных образовательных центров в краевой столице и малокомплектных школ, расположенных в отдаленных труднодоступных местностях, куда можно добраться только воздушным или водным транспортом, – все это, конечно, влияет на развитие и функционирование системы, образовательной инфраструктуры, выдвигая на первое место обеспечение доступности и высокого качества образования для каждого ребенка, независимо от места его проживания.

Сильной стороной нашего региона является мощное развитие экономики. Край активно развивается, является крупным промышленным центром. И этот факт тоже влияет на систему образования края, которая должна готовить кадры для решения перспективных задач развития экономики Красноярского края, создавать условия для развития, образования и профессионального становления молодых людей. На протяжении последних пяти лет мы активно развиваем сеть профильных, корпоративных и специализированных классов. В этом учебном году у нас открыто 729 таких классов, ориентированных на выбор дальнейшего образования и профессии через взаимодействие с отраслевыми предприятиями и организациями, учреждениями профессионального образования. Реализация образовательных программ в таких классах осуществляется при участии профессорско-преподавательского состава ведущих вузов, расположенных на территории края, преподавателей учреждений среднего профессионального образования, с использованием их материально-технической базы и лабораторий.

О каких корпоративных классах идет речь?

– Крупными предприятиями и корпорациями в территориях присутствия на базе школ создаются корпоративные классы, в том числе Роснефть-классы, СУЭК-классы, Энерго-классы, Росатом-классы. Корпоративные классы – это одно из перспективных направлений довузовской подготовки. Большое внимание в таких классах уделяется предметной подготовке – физике, математике, химии, но вместе с этим корпорации создают специальные условия, когда школьники глубже узнают профессию, посещают предприятия, пробуют работать с оборудованием. Таким образом, предприятия создают собственный кад­ровый резерв из обучающихся старших классов, сопровождая их от школьной скамьи до получения профессионального образования.

Пайка микросхем

Каких еще специалистов помогают готовить школы в Красноярском крае?

– Помимо корпоративных классов, в регионе действует сеть классов правоохранительной, агротехнической, медицинской направленности. С 2019 года за счет средств краевого бюджета в городах края действуют 119 специализированных классов инженерно-технологической, физико-математической, естественно-научной направленности. Более 30 лет функционирует краевое образовательное учреждение для одаренных детей «Школа космонавтики». В целях поддержки обучающихся 10–11 классов, проявивших выдающиеся способности и добившихся успехов в учебной, научно-исследовательской деятельности, 1 сентября 2021 года открылась физико-математическая школа при Сибирском федеральном университете, в которой обучаются 400 детей.

А помогают ли техникумы готовить специалистов для реального сектора экономики?

– Да, конечно. В Красноярском крае развита система среднего профессионального образования. В регионе 77 техникумов и колледжей, в которых проходят обучение более 53 тысяч студентов. С сентября 2023 года регион стал участником федерального проекта «Профессионалитет». Это одно из приоритетных направлений в развитии среднего специального образования. В крае созданы 2 кластера: топливно-энергетический и сельскохозяйственный. По сути, это новая программа обучения в колледжах и ссузах, которая должна решить вопрос подготовки кадров по рабочим специальностям, и акцент в обучении теперь не на теоретические знания, а на практические.

Макет производства

В следующем году мы планируем создать металлургический кластер. Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Красноярского края, директорами образовательных учреждений и руководителями предприятий было подписано в августе этого года.
Сегодня в «Профессионалитет» вошли 7 техникумов и колледжей. По программам обучается более 2 тысяч Студентов и все они уже фактически имеют гарантированное место работы. Этот уникальный проект включает в себя совместную работу работодателей и образовательных учреждений.

Работодатели вкладывают средства для оборудования учебных классов и лабораторий под собственные нужды. Также в проект вкладываются деньги региона и федерации. На выходе техникум получает современные модернизированные учебные лаборатории, реальные производственные помещения, где уже с 1 курса студенты учатся овладевать будущей профессией. Для этого работодатели принимают участие в составлении образовательных программ.

Специализированный инженерно технологический класс

А если школьник еще не определился с будущей профессией, кто сможет ему в этом помочь?

– В первую очередь, школа. В школах Красноярского края продолжается цикл внеурочных занятий «Россия – мои горизонты». Такие занятия для 6–11-х классов проходят каждый четверг в рамках нацпроекта «Образование». Школьникам рассказывают о достижениях в области науки и технологий, современном рынке труда, перспективных профессиях и специальностях. Для каждого подобного урока разработаны методические рекомендации для педагогов, которые соответствуют возрасту школьника. А региональный компонент, который встроен во внеурочную деятельность, поможет ребятам познакомиться с нашими техникумами и вузами, предприятиями, самыми востребованными профессиями. Ведь в рамках этой деятельности предполагаются экскурсии, встречи с экспертами, профессиональные пробы, мастер-классы и многое другое.

текст и фото: пресс-служба Правительства Красноярского края

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

1 + 3 =

Читайте также: