Речь не только о задачах прикладных – повышении эффективности обучения персонала или контроле качества процессов, но и о концептуальных решениях – создании и тестировании сложных концептов. На примере реальных кейсов журнал «Промышленник Сибири» рассказывает, как виртуальные возможности стали частью реального сектора.
«Норникель»: VR-наставник для горняков
Один из пионеров внедрения инновационных технологий в России – «Норникель». На рудниках Заполярного филиала предприятия работает проектный офис реорганизации системы управления производством, где совместно со специалистами рудников разрабатывается уникальное комплексное образовательное решение по применению автоматизированной системы управления горными работами (АСУГР). При помощи АСУГР осуществляется непрерывный контроль выполнения плановых наряд-заданий, что повышает эффективность работы рудника.
Внедрение автоматизированной системы управления горными работами началось еще в 2018 году. За пять лет она прошла адаптацию на рудниках Заполярного филиала, в ближайших планах – рационализация технологии, доработка системы и отладка ее устойчивого применения. Для этих целей ведется работа над созданием уникального комплексного образовательного решения. Оно будет состоять из теории (учебного курса с элементами геймификации на платформе электронного ресурса «Академия «Норникель») и виртуальной безопасной практики с использованием VR-тренажеров (это обеспечит полное погружение в производственный процесс). Результатом последовательного прохождение всех этапов обучения станет высокая эффективность усвоения знаний и навыков, ранее доступных только при обращении с реальными машинами и механизмами.
Программы обучения разрабатываются для всех сотрудников, работа которых связана с АСУГР: специалистов центров планирования, машинистов основных видов подземной техники, диспетчеров, начальников участков и горных мастеров. В VR-тренажерах реализовано девять сценариев, имитирующих работу машинистов и диспетчеров в течение смены с отработкой внештатных ситуаций и разбором пошагового прохождения ежесменного технического обслуживания оборудования. Исполнение – максимально реалистичное. К примеру, обстановка в шахте воспроизведена в мельчайших деталях: от звука капель воды до пылинок на месте проведения работ.
«Норникель» уже закупил десять аппаратно-программных комплексов, в состав которых входят мониторы, системные блоки и VR-шлемы. Они установлены на пяти рудниках: «Скалистый», «Комсомольский», «Октябрьский», «Маяк» и «Таймырский». Одна обучающая машина на время проведения опытно-промышленной эксплуатации остается в проектном офисе. Чтобы упростить взаимодействие с виртуальной реальностью, сотрудники, не имеющие опыт использования VR, предварительно проходят обучение работе с VR-оборудованием.
«Якутуголь»: в VR-шлеме на карьерном экскаваторе
Для подготовки машинистов карьерных электрических экскаваторов компания «Якутуголь» использует тренажер, включающий шлем виртуальной реальности. Тренажер разработан на основе серийного экскаватора производства «ИЗ-КАРТЭКС имени П. Г. Коробкова» и предназначен для отработки практических навыков погрузки угля и вскрышных пород на нескольких марках экскаваторов (ЭКГ-10, ЭКГ-15, ЭКГ-18).
Тренажер состоит из нескольких модулей. Рабочий модуль инструктора оснащен персональным компьютером, тремя мониторами и позволяет создавать и редактировать упражнения разного уровня сложности. Модуль обучаемого состоит из кресла-пульта, имитаторов приборов включения основного оборудования, системы LCD-панелей, установленных в местах расположения фронтальных окон кабины. Один из ключевых компонентов тренажера – шлем виртуальной реальности, позволяющий имитировать реальное оборудование и с высокой детализацией отображать обстановку, окружающую машиниста экскаватора.
Для каждого обучающегося ведется индивидуальная статистика по результатам тренировочных и экзаменационных заездов. Ожидается, что использование современной технологии позволит сократить время прохождения стажировки машинистов для работы на новой технике, повысит качество подготовки, минимизирует ошибки начинающих машинистов и повысит производительность труда в целом.
«Распадская»: VR-класс для подготовки кадров
Ставку на применение дополненной реальности в обучении сотрудников сделала и другая угольная компания – «Распадская». Она использует гибридный формат: совмещение реального и виртуального подходов в обучении требованиям охраны труда. Акцент сделан на практическом обучении, тренингах, решении производственных кейсов, VR-технологиях и других современных инструментах.
«Распадская угольная компания» первой в Кузбассе открыла класс виртуальной реальности. Сотрудники предприятий с помощью «цифры» знакомятся с требованиями охраны труда и промышленной безопасности. Для практических занятий горняков компания приобрела комплект VR-шлемов и контроллеров, а также технику для запуска обучающего приложения и видеоэкран. Программное обеспечение разработали ИТ-специалисты «Распадской», адаптировав его под запросы производства. Первый курс – «Охота на риски» – помогает горнякам закрепить навыки по ОТ и ПБ, научиться находить и предотвращать опасные производственные факторы. В настоящее время разработчики готовят приложение, которое научит шахтеров правильным действиям при пожаре.
«Пигмент»: VR-обучение без остановки производства
«Пигмент» — крупный российский производитель химической продукции, известный по торговой марке «Крата». Основное направление — красители и пигменты, доля компании на этом рынке составляет около 30%. Сейчас в «Пигменте» работает порядка 1 500 сотрудников, а сама компания имеет два десятка представительств в России.
Производственная цепочка «Пигмента» связана со сложными химико-технологическими процессами. Их нарушение может привести к серьезным последствиям для людей и окружающей среды, поэтому обучению сотрудников – особенно отработке нештатных ситуаций – в компании уделяется повышенное внимание. Чтобы усилить эту работу и вывести ее на новый уровень, компания внедрила две программы профессиональной подготовки с использованием VR-тренажеров. Первая программа учит, что делать при возникновении нештатных ситуаций, помогает отработать действия в условиях, приближенных к реальным, проверяет знания.
Программа вторая помогает совершенствовать навыки работы с электротехническим оборудованием без его отключения. Это обеспечивает бесперебойный выпуск продукции, снижает вероятность получить травму.
Настройка VR-обучения потребовала времени. На то, чтобы разработать обучающий контент и научить сотрудников взаимодействовать с VR, ушло порядка двух лет. Однако результат оправдал все ожидания: за счет виртуальной реальности повысилось восприятие информации и усвоение навыков. Время на обучение персонала сократилось в два раза, значительно снизились затраты на бумагу. Главное же – VR-обучение не требует остановки производственного процесса. Компания планирует и в дальнейшем внедрять цифровые решения для повышения эффективности работы. На очереди — изучение опыта применения цифровых двойников предприятий.
ММК: VR-технологии для снижения травм
Магнитогорский металлургический комбинат запустил тренажерный комплекс по выполнению опасных технологических операций с применением VR-технологий. В виртуальной среде полностью воссозданы помещения четырех производственных объектов предприятия, а также звуки технологических процессов и смоделированы возможные аварийные ситуации. Для создания эффекта полного погружения было произведено лазерное сканирование помещений цехов, в том числе и оборудования.
Программные комплексы разработаны для центральной электростанции (ЦЭС), электросталеплавильного (ЭСПЦ), кислородно-конверторного (ККЦ) и коксового цехов (КЦ) комбината. Так, работники ЦЭС на VR-тренажере могут отработать действия при разрыве газопровода доменного газа. Второй симулятор направлен на проработку операций в КЦ при выдаче кокса на пути тушильного вагона и электровоза. Третий тренажер имитирует ситуацию, при которой в ЭСПЦ происходит уход жидкого металла из печи. Четвертый – моделирует прорыв корочки слитка под кристаллизатором на МНЛЗ 1 в ККЦ.
VR-тренажеры находятся на базе учебного центра «Школа безопасности» ПАО «ММК». Они работают в двух режимах – обучение и сдача экзамена. В первом случае при выполнении опасных технологических ситуаций в виртуальной реальности работники цехов видят подсказки, во втором – действуют на основе знаний инструкций по локализации и ликвидации последствий аварии, которые официально утверждены на производстве.
Разработчики продумали два варианта использования тренажеров, учитывая разное восприятие людьми виртуальной реальности, – с помощью VR-шлема и контроллеров и через приложение на компьютере, где действия совершаются с помощью мышки и клавиатуры. Использование VR-тренажеров для обучения работников навыкам ликвидации аварийных ситуаций обеспечивает лучшее усвоение материала и, как следствие, снижает риск производственных травм.
Михайловский ГОК: ремонт БелАЗов в VR-очках
На Михайловском ГОКе им. А. В. Варичева (входит в структуру «Металлоинвест») обучение процедурам техобслуживания карьерных самосвалов с недавних пор проводится с помощью VR-технологий. Программу тренажера, установленного на предприятии, дополнили соответствующим курсом. Со стороны это выглядит как игра: на большом видеомониторе — БелАЗ, отрисованный с помощью 3D-технологий.
«Игрок» — проходящий обучение автослесарь — надевает VR-очки и погружается в виртуальный мир. Задача — провести техническое обслуживание БелАЗа. Поскольку курс обучающий, на экране выскакивают подсказки: что, в какой последовательности, с помощью какого инструмента выполнять. Виртуальная обстановка максимально близка к реальной. К примеру, как и в цехе, в виртуальной реальности надо соблюдать правила безопасности, пригибаться, чтобы не удариться, а при подъеме в кабину – держаться за поручни.
Основная цель учебного курса — отработка практических навыков по проведению технического обслуживания БелАЗа и исключение рисков по охране труда и промышленной безопасности. На тренажере можно воссоздать большинство неисправностей, возникающих во время работы самосвала. Обучающимся представлены алгоритмы проведения ремонтных работ, при этом курс предусматривает наличие аудиосопровождения 3D-инструктора.
Учебный курс — часть программы трансформации ТОиР «Металлоинвеста». Цифровые технологии снижают нагрузку на внутренних тренеров, а также упрощают восприятие сложного технологического процесса. Все программное обеспечение VR-тренажеров разработали специалисты ИТ-компании «Металлоинвест». Чтобы начинающие работники изучили работы в полном объеме, в учебный VR-курс включили максимальное количество ремонтных операций.
VR-тренажеры для обучения нефтяников
Работа на ж/д эстакадах, обход оборудования, работы на высоте – на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе «Лукойла» успешно действует программа обучения сотрудников с помощью VR-тренажеров. Ее запустили в 2023 году – обучение практическим работам в виртуальной реальности уже прошли более ста человек.
В VR-среде работники предприятия «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» могут произвести пуск, остановку и перевод в резерв насоса, поработать на высоте, обойти территорию производственного объекта, подготовиться к газоопасным и огневым работам. На выбор – порядка 15 сценариев для основных рабочих профессий. VR-тренажеры имитируют реальные ситуации, благодаря этому специалисты отрабатывают все действия до автоматизма еще до выхода на производственную площадку. Особенно это помогает новым сотрудникам.
Разработкой обучающей программы на VR-тренажерах руководили специалисты предприятия «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». В этом году VR-этап был впервые включен в программу заводского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».
текст: Кристина Симонова, фото: yakutugol.ru, xrlabs.com