Суббота, 27 апреля, 2024

Российские машиностроители закончили 2021 год с хорошими показателями

По итогам девяти месяцев прошлого года российские машиностроители показали один из лучших показателей за последние 10 лет – рост производства в годовом сравнении составил 13,8%.

Инвестпроекты

Более высокие темпы роста в машиностроении наблюдались только в период 2010–2012 годов, когда происходило восстановление российской экономики после кризиса 2009 года. Результат 2021 года также обусловлен фактором низкой базы, но лишь отчасти, так как в январе-сентябре прошлого года снижение производства в машиностроении было сравнительно небольшим – 4,5%.

В наибольшей степени фактор низкой базы проявился во втором квартале, когда рост производства в годовом сравнении составил в машиностроении 30,9%, тогда как в первом квартале темп роста был вдвое меньше – 15,8%.
Наряду с фактором низкой базы на результат машиностроения в отчетном периоде повлиял фактор отложенного спроса, который даже привел к дефициту некоторых видов машиностроительной продукции из-за простоя многих предприятий в период карантинных ограничений.

Кроме того, потребители активизировали закупки оборудования из-за опасений его подорожания вследствие ожидаемого повышения утилизационного сбора, курсовых колебаний и бурного роста цен на металлы и полимеры, происходящего на мировом и внутреннем рынках с середины прошлого года.

Также положительное влияние на динамику производства в отрасли оказали государственные меры стимулирования спроса на машиностроительную продукцию.

Однако в третьем квартале динамика резко ухудшилась, и рост производства в машиностроении в годовом сравнении составил всего 1,8%. В том числе в июле производство снизилось в годовом сравнении на 0,1%, в августе рост составил всего 1,6%, тогда как в сентябре динамика снова активизировалась, и производство выросло по сравнению с сентябрем прошлого года на 5,2%.

Положительная динамика по итогам девяти месяцев 2021 года зафиксирована во всех пяти машиностроительных отраслях. Самый высокий темп роста зафиксирован в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов – 25,1%. На втором месте по темпам роста – производство прочих транспортных средств и оборудования (на 14,2%). Также рост более 10% отмечен в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки.

Рост производства в машиностроении составил 30,9%
Рост производства в машиностроении составил 30,9%

Ухудшение динамики производства в третьем квартале коснулось почти всех отраслей. Так, производство компьютеров, электронных и оптических изделий снизилось в третьем квартале в годовом сравнении на 7,6%, рост производства электрооборудования составил всего 0,6%, автотранспортных средств – 1,2%, прочих автотранспортных средств – 4,5%.

Единственная отрасль, где темпы роста в третьем квартале оставались на высоком уровне – это производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки. В этой отрасли высокий темп роста поддерживается за счет сельскохозяйственного машиностроения.

Ухудшение динамики производства в третьем квартале в большинстве машиностроительных отраслях произошло по ряду причин:

  1. Перестал действовать фактор низкой базы, а в некоторых отраслях начал действовать фактор высокой базы, так как во второй половине прошлого года после снятия карантинов машиностроение стало восстанавливаться довольно быстро.
  2. Мировой дефицит чипов настиг и российскую промышленность. В большей мере от этого пострадали производители электроники и автомобилестроители. Производство легковых автомобилей в третьем квартале сократилось в годовом сравнении на 15,5%, а их продажи на внутреннем рынке – на 15,1%.
  3. Ажиотажный рост цен на материалы (металлы, полимеры и пр.) привел к удорожанию машиностроительной продукции, что негативно сказалось на покупательной способности потребителей. По данным Росстата, средние цены производителей легковых автомобилей в сентябре текущего года на 33,0% превышали цены сентября прошлого года.При этом на розничном рынке средняя цена нового легкового автомобиля иностранной марки выросла на 19,2%, до 1 293,1 тысяч руб., нового легкового автомобиля отечественной марки – на 17,6% до 709,5 тысяч руб., подержанного импортного автомобиля – на 15,7% до 786,4 тысяч руб.

Кроме того, финансовые ресурсы, выделенные государством на стимулирование спроса на машиностроительную продукцию были исчерпаны уже в первом полугодии 2021 года, что также притормозило рост производства в некоторых отраслях.

текст: Сергей Петров, фото: power-m.ru, rostec.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

6 + 4 =

Читайте также: