По данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, ЕС в 2021 году импортировал из России 3,74 млн т готовой стальной продукции. Из них 2,86 млн т пришлось на плоский прокат.
Китайский рынок огромен, на него приходится более 50% общемирового потребления многих сырьевых товаров, таких как сталь, никель, медь. Но в Китае мощное собственное производство, поэтому на импорт приходится лишь 25% потребления. По мнению аналитиков, это ограничивает возможности замещения российскими товарами импорта из других стран. Переориентация российского экспорта с «недружественных стран» на Китай может оказаться труднее, чем кажется на первый взгляд.
По расчетам ассоциации «Русская сталь», при переориентации на Восток расстояние доставки грузов увеличится более чем в три раза — с 2,3 тыс. до 7,9 тыс. км. Это приведет к дополнительным расходам компаний в 17 млрд руб. в год, говорится в письме Мордашова Белоусову.
Кроме того, это потребует роста затрат на фрахт — уже сейчас его стоимость в морские порты Турции выросла более чем в 2,5 раза, в морские порты Китая — в четыре раза.
Стоимость транспортировки на настоящий момент подскочила на фоне ограниченного доступа к портам и резкого ослабления рубля, указывают аналитики «Атона». По словам Красноженова, для переориентации поставок в Азию компании будут активнее использовать порты Дальнего Востока и Каспийского моря.