Создание Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО) – яркий пример экономического партнерства флагманов промышленности России. По своим характеристикам и масштабам совместный проект государственно-частного партнерства компаний «РусГидро» и «РУСАЛ» не имеет аналогов: до сих пор это крупнейший энергометаллургический инвестпроект в мире.
В БЭМО вошли две «стройки века» – достройка Богучанской гидроэлектростанции с мощностью 2 997 МВт и запуск Богучанского алюминиевого завода проектной производительностью почти 600 тыс. тонн первичного алюминия в год.
Проект БЭМО был реализован в рекордные сроки. Соглашение о его совместной реализации было подписано РУСАЛом и «РусГидро» в 2006 году. И уже в 2012 году запустили первые гидроагрегаты БоГЭС, а первый металл на Богучанском алюминиевом заводе получен в 2015 году.
БЭМО стало фундаментом экономического потенциала Красноярского края. Проект, по сути, является ключевым элементом Программы комплексного развития Нижнего Приангарья. Его реализация позволила создать энергетическую базу, необходимую для развития промышленности в этом регионе.
БоАЗ: «зеленый» завод в Таежном
Богучанский алюминиевый завод – уникальный проект. Впервые в постсоветской истории региона производство такого масштаба было построено «с нуля», да еще и в «чистом поле». Март 2019 года стал особой страницей в истории создания предприятия – пришло время полного запуска первого пускового комплекса БоАЗа в эксплуатацию.
Но уже сейчас о многих производственных и социальных достижениях завода-гиганта можно рассказывать с приставкой «самый». Например, качество алюминия БоАЗа настолько высокое, что богучанский алюминий поставляется, в том числе, для сплавов, используемых в авиационной промышленности и вычислительной технике.
Богучанский алюминиевый завод – одно из самых современных и крупнейших металлургических предприятий в России. По проектной мощности производства БоАЗ занимает третье место в стране после Красноярского и Братского алюминиевых заводов. В производственных цехах по завершению строительства будет установлено 672 электролизера марки РА-300Б, производительностью 2,4 т алюминия в сутки каждый. Предприятие способно выпускать почти 600 тысяч тонн алюминия в год.
После выхода на полную мощность здесь будет работать почти 3 500 человек, более половины из которых на основном производстве. Численность сотрудников в 2019 году уже составляет более 1 300 человек, с учетом подрядных организаций, – более 1 600 человек.
Без «углеродных следов»
Сырье для производства алюминия поставляется на БоАЗ из разных частей света. Поставщик глинозема – завод в Австралии, принадлежащий компании «РУСАЛ». Анодные блоки поставляются в Таежный из Китая. Все остальное сырье (плавиковый шпат, фтористый алюминий и т.д.) от отечественных производителей. Особая гордость производства – отсутствие так называемого «углеродного следа».
– При производстве нашего алюминия используется только чистая энергия из возобновляемых источников, а не выработанная угольными электростанциями. В мире сейчас уделяется очень много внимания снижению выбросов оксида углерода в атмосферу. Крупным производителям не все равно где и как получаются материалы для их продукции. Поэтому востребованность «зеленого» алюминия в мире с каждым годом будет расти все больше. Алюминий БоАЗа – это тот самый «зеленый» алюминий, – рассказывает генеральный директор ЗАО БоАЗ Евгений Рапацевич.
Предприятие является уникальным проектом еще и потому, что оно учитывает требования к экологической безопасности такого рода производств.
Обычно алюминиевые заводы так или иначе связаны с общегородской инфраструктурой – системами водозабора, канализации, очистными сооружениями и прочим. Но строительство вдали от крупных поселений (ближайший пос. Таежный находится в 14 км от площадки завода – это дальше, чем от КрАЗа до центра Красноярска) потребовало других подходов.
Завод работает по замкнутому циклу. Вся техническая вода, которая добывается из подземных скважин и даже из атмосферных осадков на территории завода, после использования проходит очистку и снова возвращается в производство – никаких сбросов сточных вод. От каждого электролизера по единой системе газоотвода вредные выбросы направляются на очистку.
На БоАЗе используются газоочистные установки сухого типа, улавливающие до 99,7% веществ, вырабатываемых в процессе электролиза. Фтор абсорбируется глиноземом, поступающим затем в производство, а очищенный воздух возвращается в атмосферу.
Через тернии к запуску
Общий объем инвестиций в строительство Богучанского алюминиевого завода (достройка до полной мощности 588 тыс. тонн в год, без учета строительства анодной фабрики) составляет $2,6 млрд. Объем финансирования строительства 1-ой серии мощностью 296 тыс. тонн в год составляет $1,6 млрд. Проект финансируется как за счет собственных средств РУСАЛа и «РусГидро», так и в рамках проектного финансирования Внешэкономбанка (ВЭБ).
История сооружения крупнейшего в постсоветской России построенного «с нуля» металлургического завода получилась непростой. Стройка началась в рамках проекта БЭМО в 2007 году, но в 2008-м было принято решение о ее приостановке в связи с разразившимся мировым экономическим кризисом и резким падением цен на алюминий.
В ноябре 2008 года финансирование строительства было приостановлено. В 2012 г. после подписания договора с ВЭБ о финансировании строительства первого пускового комплекса стройка завода была возобновлена.
Для транспортного обслуживания Богучанского алюминиевого завода на железнодорожной ветке Карабула-Решеты строится станция «Пихтовая», которая уже соединила ж/д-пути общего пользования с путями БоАЗа. На первом этапе пропускная способность станции «Пихтовая» составит 1 миллион тонн груза в год, затем будет увеличена до 2,1–2,2 миллионов тонн в год (260 вагонов в сутки).
Поселок металлургов
Отдельного внимания заслуживает проект строительства микрорайона металлургов в поселке Таежный. Для сотрудников завода БоАЗ продолжает вести здесь строительство жилых микрорайонов и объектов социальной инфраструктуры. Уже заселены 9 домов на 637 квартир, готовятся к сдаче еще 4 дома на 320 квартир, 2 детских сада на 500 мест, школа на 350 учащихся и поликлиника с дневным стационаром, станция водоочистки и канализационно-очистительная станция.
Руководство предприятия поставило перед застройщиком задачу создать современный микрорайон для металлургов, который был бы на уровне самого комфортабельного среднеэтажного жилого района в Красноярске. В итоге новым микрорайонам в Таежном могут позавидовать многие красноярцы. Во дворах положена брусчатка, есть детские и спортивные площадки, разбиты цветники.
– Специалистов привлекает комфортное жилье. БоАЗ после выхода на полную мощность станет градообразующим предприятием и крупнейшим работодателем в Богучанском районе. Кадры решают все. Помимо достойной зарплаты людям необходимо комфортное жилье и развитая инфраструктура. Именно эта задача и решалась при строительстве нового микрорайона металлургов. Мы сразу решили, что будем создавать условия повышенной комфортности, – отмечает Евгений Рапацевич.
На заводе созданы условия для работы и обучения персонала: на территории построено самое большое офисное здание в районе, где оборудованы современные учебные классы. Завод заключает договоры на обучение своих сотрудников в профильных вузах Красноярска.
Социальная ответственность предприятия не осталась незамеченной. Второй год подряд БоАЗ побеждает в конкурсе правительства края «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства».
Богучанская ГЭС: энергетический фундамент
Гидроэлектростанция – ядро нового промышленного кластера в Нижнем Приангарье. Современная, надежная, безопасная, мощная. Но самое главное, потенциал гидросооружения – ГЭС обеспечила энергетический запас для дальнейшего развития комплексного проекта.
В декабре 2019 года Богучанская ГЭС отметит 40-летие события, открывшего историю станции. 7 декабря 1979 года распоряжением Совета Министров СССР №2699р был утвержден проект четвертой ступени Ангарского гидроэнергетического каскада. К этому моменту на месте строительства будущей станции уже пять лет работал десант строителей, готовивших и жилье, и стройплощадку.
К значимой дате Богучанская ГЭС подходит с внушительными производственными результатами. В 2018 году суммарная выработка электроэнергии составила 13 млрд 610 млн кВт*ч, что на 323 млн Квт*ч (2,43%) больше, чем в 2017 году. Увеличение выработки связано с окончанием маловодного периода, установившегося на Байкале и Ангаре с осени 2014 по лето 2018 года, и общим спросом на продукцию ГЭС в Объединенной энергосистеме Сибири.
– Гидрологическая обстановка на Ангаре зимой 2018–2019 годов оказалась наиболее благоприятной за последние пять лет и станция побила все предыдущие рекорды производства для зимних месяцев. В январе и феврале 2019 года БоГЭС приблизилась к проектному уровню 48 млн кВт*ч в сутки – ее гидроагрегаты производили по 42–45 млн кВт*ч. С момента пуска первых агрегатов в октябре 2012 года по 27 февраля 2019 года станция произвела и поставила потребителям 70 млрд кВт*ч, – рассказывает генеральный директор Богучанской ГЭС Всеволод Демченко.
Успехи гидростанции, с пуска которой прошло всего шесть лет, отмечены отраслевыми экспертами и на уровне правительства страны. Деловой портал «Управление производством» при подведении итогов четвертой Всероссийской премии «Производительность труда: Лидеры промышленности России – 2018» поставил Богучанскую ГЭС на второе место в номинации «Лидеры по производительности труда в энергетике России – 2018». По подсчетам портала, производительность труда на Богучанской ГЭС составляет 28,14 млн рублей на человека в год. В прошлом году генеральный директор Богучанской ГЭС Всеволод Демченко получил благодарность Президента страны Владимира Путина за вклад в строительство и ввод в эксплуатацию станции, многолетнюю добросовестную работу.
Налоговая реальность
В 2005 году на II Красноярском инвестиционном форуме «Новая индустриализация Сибири. Инвестиционный проект развития объединенного Красноярского края» достройка Богучанской ГЭС была впервые заявлена как приоритетный проект на уровне страны и региона. Озвученные тогда перспективы и конкретные цифры производственных показателей казались трудновыполнимыми. Еще более утопически воспринимались суммы налоговых отчислений. Однако сегодня все это стало реальностью. Благодаря успешной производственной деятельности, ПАО «Богучанская ГЭС» увеличило выплату налогов в бюджеты всех уровней. В прошлом году федеральный бюджет получил от энергетиков 3 млрд 859 млн рублей, что на 144 млн (3,87%) больше, чем в 2017 году.
Станция увеличила отчисления по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций, плату за пользование водными объектами. В бюджет Красноярского края выплачено 1 млрд 349 млн рублей – сумма на 86 млн (6,8%) превышает предыдущие показатели. В краевой бюджет также поступает налог на имущество организаций и транспортный налог, при этом выплаты увеличились по обеим статьям. В местный бюджет Кежемского района и Кодинска в виде арендной платы за землю и земельного налога выплачено 18,9 млн рублей. Отчисления во внебюджетные фонды составили 154,7 млн рублей.
Драйвер экономики
Богучанская ГЭС с самого начала рассматривалась как энергетический фундамент всей программы комплексного освоения Нижнего Приангарья. Электроэнергия станции поступает потребителям, подключенным к объединенной энергосистеме Сибири, в том числе в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Хакасия. ГЭС обеспечивает электроэнергией Богучанский алюминиевый завод, лесопромышленный комплекс, прииск Удерейский и нефтепровод Куюмба – Тайшет. В перспективе ввод Тайшетского алюминиевого завода, линия от ГЭС туда уже заведена. Кроме того, мощности Богучанской ГЭС смогут использовать инвесторы при разработке новых месторождений полезных ископаемых на правом берегу Ангары и юге Эвенкии. Потенциал выработки энергии на Богучанской ГЭС дает большие перспективы для открытия новых предприятий, что повысит инвестиционную привлекательность региона.
Увеличение выработки БоГЭС позволяет Красноярскому краю экспортировать 12–14 млрд кВт*ч в год в соседние регионы, нуждающиеся в чистой и стабильной энергии.
Вокруг созданной для Богучанской ГЭС схемы выдачи мощности, включающей более 1100 км ЛЭП на 220 и 500 киловольт, а также десятки новых и реконструированных подстанций, уже формируется промышленный кластер.
Все дороги ведут к ГЭС
В восточной части Нижнего Приангарья проект предусматривал разрешение проблемы транспортной инфраструктуры. В 2011 году был построен и введен в эксплуатацию мостовой переход в селе Богучаны с пропускной способностью 2 тысячи автомашин в сутки. В перспективе на этот же мост может выйти железнодорожная ветка, которая позволит перебросить рельсы на правый берег и открыть для освоения не только лесные ресурсы, но месторождения Юрубчено-Тохомской зоны Эвенкии.
Для развития транспортной инфраструктуры Нижнего Приангарья была построена железнодорожная линия Карабула–Ярки к новому мостовому переходу протяженностью 44 километра. Возведено 14 мостов в железобетонном и стальном исполнении – стоимость проекта составила свыше 6,4 млрд рублей.
В декабре 2017 года завершилось строительство мостового перехода через Богучанскую ГЭС, равного по пропускной способности мосту в Богучанах. Теперь правый берег Ангары, с его природными богатствами, стал доступен для промышленного освоения, а жители населенных пунктов правого берега быстрее добираются до больницы и других социальных учреждений города.
Основной транспортный элемент «Программы освоения Нижнего Приангарья» – автомобильная дорога Канск – Абан – Карабула – Богучаны – Кодинск. Она соединяет Нижнее Приангарье и восточные районы края с Красноярском, федеральной автомобильной трассой «Байкал» и транссибирской магистралью. Дорога все еще строится и совершенствуется, на ней все меньше грунтовых участков и все больше асфальтового покрытия. Но уже сейчас она играет огромную роль в регулярном круглогодичном движении общественного транспорта и повышении уровня жизни населения, проживающего в «зоне влияния» трассы.