Пятница, 26 апреля, 2024

Горное машиностроение в России: еще есть шансы на возрождение

В 2022 году проблема с поставками импортного горно-шахтного оборудования стала настоящей головной болью для руководителей российских горно-добывающих компаний.

Инвестпроекты

Добывающие секторы экономики нуждаются в реструктуризации кредитной нагрузки, доступном заемном финансировании и субсидировании ставок по кредитам. О том, что в отрасли также необходимо решать вопрос с кадрами, оборудованием, финансированием, а также как выработать механизмы защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, рассказал Анатолий Юрьевич Никитин, исполнительный директор НП «Горнопромышленники России».

Согласно стратегии развития тяжелого машиностроения, разработанной Минпромторгом России, к 2030 г. объем российского рынка горного оборудования должен достичь порядка 170 млрд рублей. Пока же из года в год мы видели усиление зависимости российских шахт и разрезов от импорта оборудования, используемого в основных процессах производства. В 2011 г. количество импортного оборудования составляло 61,1% от общего его объема на предприятиях отрасли (по шахтам – 45,9%, разрезам – 67,7%), в 2014 г. количество импортного оборудования составляло 72,5% от общего его объема на предприятиях отрасли (по шахтам – 52,4%, разрезам – 80,9%), в 2016 г. оно возросло до 75,5% (по шахтам – 54,5%, разрезам – 83,3%), в 2020–2021 гг. составило 76,6% (по шахтам – 53,1%, разрезам – 84,7%), хотя на значительную часть номенклатуры горно-шахтного оборудования есть российские аналоги.

При этом практически десятилетие, с 2011 по 2020 г., российская угольная отрасль демонстрировала высокие темпы развития. Наибольший спрос происходил в угледобывающем секторе (энергетический уголь и коксующийся уголь) – на 4% (по данным Минэнерго).

Сегодня доля используемого отечественного горно-шахтного оборудования при подземной добыче угля составляет 49,6%, при открытой добыче угля – 18,26%. Доля импортного оборудования среди отдельных видов оборудования для подземной добычи доходит до 80%, для гидравлических экскаваторов для открытой добычи угля составляет 100%, для карьерных самосвалов – более 80%, для оборудования по переработке и обогащению угля (гидроциклоны и флотационные машины) – более 64%.

Перед отечественным машиностроением стоит ряд вызовов и первый и, вероятно, самый главный – высокая закредитованность и высокая стоимость кредитных ресурсов. Для промышленных предприятий характерна зависимость от доступности заемных средств, что связано с большими объемами закупок материалов, комплектующих и оборудования, длительными инвестиционными и производственными циклами. В отрасли накоплена большая кредитная нагрузка и наблюдается недостаток оборотных средств.

ПДМ 10 УГМК Феррит

Второй вызов – системное недоинвестирование. Одной из главных проблем машиностроительного комплекса на сегодняшний день является тотальный износ основных фондов, который по экспертным оценкам превысил 50%. Коэффициент обновления на протяжении последних лет составляет 1–1,5%. Доля оборудования старше 20 лет превышает 40%.

Инвестиции в основной капитал машиностроительного комплекса составляют очень незначительную долю от их общего объема в экономику, при этом 75% капиталовложений формируется за счет собственных средств предприятий, 25% – это привлеченные средства, 5% – доля бюджетов всех уровней.

Третий проблемный момент – низкий уровень инноваций. При этом одним из важных показателей развития, вернее, одной из причин, объясняющих предыдущие неутешительные цифры, являются траты на НИОКР. Россия тратит немногим более 1% ВВП на НИОКР, при этом 70% финансирования обеспечивают государственные источники, и большая часть этих средств направляется в государственные НИИ. Крупные предприятия обеспечивают относительно небольшую часть исследований, а участие вузов в разработках и вовсе минимально.

Получается, что российские производители технических средств и программного обеспечения не могут удовлетворить потребности предприятий отрасли. В результате мы наблюдаем высокую зависимость от импорта на всем цикле работ – от геологического изучения недр до переработки полезных ископаемых.

Низкую операционную эффективность, мешающую росту производства, можно считать четвертым вызовом. По показателю производительности труда и оборачиваемости основных средств компании из России отстают от мировых аналогов уже много лет. Рост производительности труда в России характеризуется серьезным замедлением. В части эффективности операционной деятельности компании отечественного машиностроения значительно отстают от зарубежных аналогов. На меньшей площади конкуренты российского производителя могут собирать в 14 раз больше продукции.

Пятый вызов отрасли – это кадровый голод, вызванный дефицитом опытных специалистов, миграцией кадров в другие регионы, нехваткой квалифицированных молодых специалистов на производстве. В то же время существенной кадровой проблемой, снижающей эффективность производства, является профессионально-квалификационный дисбаланс (несоответствие компетенций квалификационным требованиям).

Сейчас для развития производства в России необходимо предпринять следующие шаги: реструктуризировать кредитную нагрузку, повысить доступность заемного финансирования, создать единую информационную платформу сбора и удовлетворения потребностей в кадрах, оборудовании и финансировании, расширить внешне­экономическое сотрудничество в сфере технологий и инноваций, развивать механизмы трансфера технологий.

Не менее важно вести активную работу с компаниями горнодобывающей отрасли, развивая коммуникации внутри рынка, и реализовывать маркетинговые инициативы, стимулировать объединение в инновационные промышленные кластеры, регулировать деятельность поставщиков, организовывать круглые столы по обмену опытом.

Текст: Станислав Казаченко, фото: armz.ru, shaaz.biz

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

56 + = 57

Читайте также: