Компания «А-Проперти», которой принадлежит лицензия на разработку крупнейшего якутского угольного месторождения, готова за свой счет построить новую железнодорожную ветку параллельно БАМу.
Олег Белозеров, глава «РЖД», на совещании у президента сообщил, что «Эльгауголь», принадлежащая «А-Проперти», предложила построить новую, третью, ветку к Тихому океану, если ей предоставят возможность выгодно вывозить свою продукцию.
Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий модернизацию БАМа и Транссиба, уже поручил профильным министерствам рассмотреть альтернативный вариант развития Восточного полигона, предложенный Авдоляном.
Компания намерена построить новый угольный терминал на берегу Охотского моря возле Чумикана (Хабаровский край) и проложить до него однопутную ветку от месторождения. Протяженность дороги составит около 500 километров, «Эльгауголь» планирует перевозить по ней до 30 миллионов тонн угля в год.
По оценкам экспертов, на строительство дороги потребуется от 2,5 до 3 миллиардов долларов. В компании сообщили, что намерены построить ветку за пять лет, причем исключительно за счет собственных средств. Проект может окупиться за десять лет, если перевозить по ветке по 22,5 миллиона тонн ежегодно – этот путь существенно короче существующих, что в перспективе позволит значительно экономить на логистике.
Предложение угольщиков выглядит очень привлекательно: государство получит новую ветку, параллельную уже существующим, причем не затратит на это ни рубля. «А-Проперти» лишь хочет от «РЖД» долгосрочного договора перевозки 30 миллионов тонн угля в год на пять лет – до завершения строительства собственной ветки.
Правда, для заключения такого договора придется немного переписать федеральное законодательство, которое не допускает дискриминации перевозчиков в части доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. К тому же против приоритета угольщикам выступает глава «Роснефти» Игорь Сечин, которому тоже очень нужны мощности Восточного полигона.