Пятница, 26 апреля, 2024

АО «Разрез Тугнуйский» – черная жемчужина Бурятии

АО «Разрез Тугнуйский» – крупнейшее предприятие добывающей промышленности Республики Бурятия.

Инвестпроекты

Оно является крупнейшим на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, входит в тройку лидеров России по добыче каменного угля и является одним из самых перспективных и динамично развивающихся в структуре АО «СУЭК». Только в 2022 году предприятие перечислило налоговых отчислений в размере 7 млрд 178 млн рублей. Из них 5 млрд 773 млн – в бюджет Республики Бурятия и 1 млрд 403 млн – в бюджет Забайкальского края. Платежи в бюджет Иркутской области составили 3 401 тысячу рублей.

В 2021 году АО «Разрез Тугнуйский» достигло серьезных показателей – было добыто более 15 млн тонн угля, но из-за логистических ограничений со стороны РЖД, связанных с большой нагрузкой в восточном направлении, уровень добычи снизился до 14 млн 200 тонн угля на сегодня. В планах – выйти на уровень 18 млн тонн угледобычи к 2026–2027 гг. Для этого ведутся масштабные подготовительные проектные работы, проводится техническое перевооружение предприятия.

Структура АО «Разрез Тугнуйский» состоит из нескольких подразделений: угольный разрез, обогатительная фабрика, управление по взрывным работам и управление по железнодорожному транспорту. На сегодня предприятие разрабатывает два месторождения: Олонь-Шибирское и Никольское. Вскрытие угольных пластов на Тугнуйском разрезе ведется по комбинированной технологии: автотранспортной и бестранспортной.

В июле 2012 года на Тугнуйском разрезе экскаватор BUCYRUS 495НD № 1 отгрузил 1 796 000 м3 вскрышной породы, что стало мировым рекордом и было включено в Книгу рекордов России как «Самый производительный экскаватор».

Автотранспортный комплекс представлен двумя электрическими гусеничными экскаваторами канатного типа Bucyrus 495HD с объемом ковша 41,3 м3, а также гидравлическими экскаваторами с обратной лопатой и прямой лопатой марки Hitachi и Komatsu. Пустая порода отправляется на внешние и внутренние отвалы, а 90% угля вывозится на Тугнуйскую обогатительную фабрику. Экскаваторы с объемом ковша до 2-х м3 применяются как вспомогательная техника для производства инженерных работ.

Нижний горизонт отрабатывается по более экономичной бестранспортной системе – шагающими экскаваторами серии ЭШ вместимостью ковша от 10 до 40 м3 с размещением вскрышных пород в выработанное пространство.

Вагоны с углем отправляются в путь к своему потребителю, разрез Тугнуйский

На Тугнуйском угольном разрезе используется автоматизированная система диспетчеризации (АСД) «Карьер», позволяющая в реальном времени наблюдать за работой всего горнотранспортного оборудования, а также системы позиционирования, обеспечивающие безопасность всех производственных процессов.

Обогащение угля

Обогащение – один из самых важных технологических процессов в обработке угля, позволяющий снизить зольность и повысить калорийность угля. Уголь с двух участков добычи разреза «Тугнуйский» доставляется 130-тонными самосвалами БЕЛАЗ на Тугнуйскую обогатительную фабрику. На фабрике уголь перерабатывают, обогащают и доводят до товарной продукции высокого качества.

В 2022 году техническими специалистами Тугнуйской обогатительной фабрики была проведена сборка и запуск самого крупного в России одноярусного грохота SLD 4385, произведена реконструкции здания углеподготовки. На фабрике установлены дробильные установки, инерционные грохоты, центрифуги, конвейеры, сепараторы. На сегодняшний день годовая проектная мощность фабрики составляет порядка 12 млн тонн твердого топлива.

В ноябре прошлого года Тугнуйская обогатительная фабрика впервые достигла рубежа по среднесуточной погрузке в месяц в количестве 450 полувагонов, при месячном плане 416 вагонов. Суточный рекордный показатель погрузки составил 544 полувагона, при этом обогатительной фабрикой было отгружено 420 полувагонов концентрата и 124 полувагона необогащенного угля, предназначенного на внутренний рынок для обеспечения местных потребителей.

Управление по железнодорожному транспорту АО «Разрез Тугнуйский» произвели рекордные объемы месячной отгрузки 1 037,5 тыс. тонн, в отдельные сутки максимальное оформление на ст. Челутай АО «РЖД» составило 500 вагонов готовой продукции.

Уголь – потребителям

Управление по железнодорожному транспорту АО «Разрез Тугнуйский» занимается транспортными перевозками угля Олонь-Шибирского и Никольского угольных месторождений и транспортировкой прочих грузов от станции Тугнуй до станции Челутай Восточно-Сибирской Железной Дороги.

При помощи погрузочного пункта на Тугнуйской обогатительной фабрике сырье с угольного склада отгружают в железнодорожные полувагоны и отправляют через Управление по железнодорожному транспорту, которое предъявляет их к перевозке АО «РЖД», где обогащенный уголь уходит на экспорт, а оставшийся уголь поставляется на российские электростанции и предприятия коммунального хозяйства. Управление является самым крупным грузоотправителем ВСЖД: в среднем в сутки отправляется более 450 полувагонов угля. Сегодня предприятие играет важнейшую роль в эффективном функционировании Тугнуйских угольных предприятий.

Новые технологии вождения грузовых поездов без напарника

Безопасную работу управления по железнодорожному транспорту обеспечивают три основные службы: подвижного состава, эксплуатации и грузовой работы, пути. Локомотивное депо обслуживает парк локомотивов, маневровых тепловозов, магистральных локомотивов (сегодня в парке управления 9 маневровых и 9 магистральных локомотивов). В ведении службы пути – участок путей необщего пользования протяженностью 140 километров.

Руководство предприятия приобретает новое оборудование и регулярно обновляет парк спецтехники. Так, в октябре прошлого года был введен в эксплуатацию новый тепловоз 2ТЭ25КМ № 0627. Сегодня на службе управления по железнодорожному транспорту задействованы 18 локомотивов приписного парка АО «Разрез Тугнуйский».

Новые технологии

На предприятии делается многое для повышения эффективности процессов перевозки угля. Для выполнения задач по перевозке угля в Тугнуйском ПТУ было принято решение ввести в действие новые технологии вождения грузовых поездов, а именно – вождение «в одно лицо», когда в кабине локомотива находится только машинист, тогда как традиционно в кабине присутствует 2 человека – машинист и помощник.

В апреле 2023 года состоялось прогрессивное событие для Тугнуйских предприятий: магистральный тепловоз 2ТЭ25КМ под управлением машиниста тепловоза в единственном числе совершил поездку на участке Тугнуй – Татарский Ключ протяженностью 60 км. На сегодня в управлении по железнодорожному транспорту АО «Разрез Тугнуйский» без помощников трудятся уже 15 машинистов маневрового движения и 6 машинистов в грузовом движении. Все они прошли обучение в Улан-Удэнском колледже железнодорожного транспорта – филиале ФГБОУ ВО ИрГУПС – и отработали практические навыки на действующих локомотивах.

Современные локомотивы 2ТЭ-25КМ оснащены комплексом систем, помогающих в управлении, контролирующих механизмы, автоматику и состояние машиниста. Оборудование оснащено блокировкой тормоза, датчиками разрыва тормозной магистрали, а также комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ-У), которое позволяет своевременно выявить неисправности ходовых частей, обеспечивает безопасность движения поезда и регистрацию параметров на электронной кассете. На экране бортового компьютера отображаются все показатели работы основных систем тепловоза.

Преподаватели и студенты кафедры «Промышленная экология и защита в ЧС»

В каждом локомотиве установлены не только зеркала заднего вида в обеих кабинах управления и с обеих сторон, но и система видеонаблюдения, которая фиксирует порядок действий машиниста и работу узлов и агрегатов тепловоза.

На тепловозах 2ТЭ25КМ установлена система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Кроме того, локомотивы оснащены системами микропроцессорной диагностики узлов с функцией информирования машиниста, поездной радиостанцией KB- и УКВ-диапазонов, носимой УКВ-радиостанцией.

Отдельного описания заслуживает блок ТСКБМ – телемеханической системы контроля бодрствования машиниста. Принцип работы заключается в непрерывном контроле работоспособности машиниста по электрическому сопротивлению кожи на запястье. На руку надевается специальный браслет, который в течении смены отслеживает работоспособность машиниста.

Если параметры сопротивления кожи выходят за установленные критерии, то блок ТСКБМ просит подтвердить машиниста свою бдительность нажатием на рукоятку. Если машинист не нажмет рукоятку бдительности, то в течение 7 секунд происходит автоматическое торможение поезда.

Люди – главное богатство

Основная задача учебно-курсового комбината на АО «Разрез Тугнуйский» – достичь нулевого травматизма на производстве и повысить трудовую эффективность. Процесс обучения начинается с теории – в среднем 256 часов лекций и семинаров. После чего проводятся экзамены и начинается практическая отработка на тренажерах. Сотрудник попадает в цифровую реальность, где моделируются самые опасные ситуации.

Тренажеры объединены в один цифровой трудовой процесс, то есть одна ситуация отрабатывается разом на всех тренажерах комплексно. Это позволяет значительно ускорить процесс обучения и максимально обезопасить сотрудников. Цифровизация учебного процесса и такой нестандартный подход к обучению доказали свою эффективность. На предприятии отдельно премируются сотрудники, которые говорят о недочетах или отказываются работать при несоблюдении мер по охране труда.

Заботится предприятие и о сохранении экологического баланса. В CУЭК разработана политика с учетом требований природоохранного законодательства РФ и норм международного права. Негативное влияние на экологию сводится к минимуму за счет восстановительных работ экосистем, разработки и внедрения передовых технологий рекультивации нарушенных земель, строительства очистных сооружений.

текст: Сергей Петров, фото: пресс-служба СУЭК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

14 − = 9

Читайте также: