Суббота, 27 апреля, 2024

Сделано в России: импортозаместим сами

«Сделано в России» – маркировка, которая все чаще появляется на промоборудовании и деталях, поставляемых на крупные предприятия. Имортозамещение пока идет со скрипом, а тормозят его не только объективные причины, но и психологическая неготовность покупать «свое». Однако именно принцип «сделай сам» был и остается главной «таблеткой» от импортозависимости.

Инвестпроекты

К 2022 году порядка 70% оборудования для горнодобывающей отрасли России поставлялось из-за рубежа – Европы, США, Японии, Китая. Уход иностранных поставщиков поставил перед отечественными предприятиями острый вопрос – о поиске альтернатив, в первую очередь импортозамещении. Сибирская промышленность проходит этот путь в режиме «год за пять». Как показывают промежуточные итоги 2023 года, машиностроение набрало обороты практически во всех регионах Сибири.

Рос­ту способствует не только импортозамещение в части выпуска аналогов ранее ввозимой продукции, но и замещение покинувших рынок зарубежных поставщиков. К примеру, в Кузбассе, где подавляющая часть машиностроения работает на угольную и горную отрасли, а также их обслуживание и поставки запчастей, производство машин и оборудования выросло на 43%.

На другой чаше весов факторы, сдерживающие рост отечественного машиностроения. Изменить поведение потребителей, которые много лет предпочитали импортное оборудование, непросто. Это хорошо видно во время проведения тендеров: предприятия готовы закупать не просто оборудование зарубежного производства, но часто – оборудование или запчасти конкретных брендов. Красной нитью эта же мысль проходит в личных диалогах заказчика с поставщиками: «аналоги не предлагать». Тем не менее, прочувствовав на себя все сложности импортозависимости, отечественные промышленники медленно, но верно переходят на оборудование с пометкой «Сделано в России», а российские производители успешно отвечают на этот запрос.

БелАЗы родом из Сибири

В этом году на выставке «Уголь России и майнинг» в Новокузнецке был представлен импортозамещенный БелАЗ грузоподъемностью 220 тонн. Разработка машины проходила с участием заказчиков-угольщиков и сибирских машиностроителей. Электродвигатель ДП216, предназначенный для состава привода маслопрокачивающих насосов дизель-генераторов для БелАЗов, включая импортозамещенный 220-тонник, разработало АО «Томский электротехнических завод» (ТЭТЗ). Электродвигатель необходим для запуска маслопрокачивающего насоса, и только когда давление масла достигает требуемого значения, включается стартер для запуска самого дизеля.

По соглашению БелАЗа с властями Кузбасса и города Белово в строительство производственного комплекса №2 площадью 8,7 тыс кв. м Белорусский автомобильный завод инвестирует 1,2 млрд руб., пуск предприятия намечен на 2025 год.

Новое изделие уже было испытано, и пробный запуск дизель-генератора на самосвале показал стабильную работу электродвигателя АО «ТЭТЗ». Электродвигатель был разработан в кратчайшие сроки – по габаритно-присоединительным размерам и электрическим параметрам он соответствует требованиям, предъявляемым к приводу маслопрокачивающего насоса. В России такое изделие ранее не выпускалось, на томском заводе на 2023 год запланировано производство установочной серии в 25 штук.

Очевидно, что импортозамещение карьерных самосвалов Белорусского автомобильного завода с участием сибирских смежников будет расширяться. БелАЗ уже дополнительно расширил свое присутствие в Сибири, где располагаются его главные потребители из числа предприятий открытой добычи угля и руд с большим числом карьерных самосвалов.

Сначала под контроль БелАЗа перешло старейшее предприятие машиностроительной отрасли Кузбасса — ОАО «Анжерский машиностроительный завод». Аффилированное с белорусским заводом кемеровское ООО «Русбелсоюз» приобрело более 89% акций завода, а в августе объявило об обязательном предложении акционерам «Анжеромаша» о выкупе акций предприятия.

Оборудование СОМЭКС

В середине года БелАЗ подписал с властями Кузбасса и города Белово соглашение о строительстве второй очереди центра технической поддержки БелАЗ в Беловском городском округе. По соглашению в строительство производственного комплекса №2 площадью 8,7 тыс кв. м Белорусский автомобильный завод инвестирует 1,2 млрд руб., пуск предприятия намечен на 2025 год.

Внимание к деталям

Часть работы по импортозамещению, в первую очередь решение проблем с нужными запчастями, крупные промышленные компании пытаются решать силами своих ремонтных подразделений. Например, крупнейшее предприятие сибирской металлургии АО «Евраз ЗСМК» инвестировал в эту задачу 200 млн руб. Всего в механический цех «Запсиба» было приобретено восемь новых станков с ЧПУ: четыре токарных, два фрезерных и два расточных. На них будет налажено производство дефицитных запасных частей.

Регулярный выпуск необходимых основному производству запасных частей наладило и кемеровское КАО «Азот». На базе ремонтно-механического цеха предприятия создан инженерно-конструкторский центр (ИКЦ), станочный парк которого оснащен 25 единицами оборудования для лазерной резки, сварочных и сборочных постов, станками с ЧПУ. Для увеличения производственных мощностей планируется строительство нового корпуса площадью 4,5 тыс. кв. м. Выпуск импортозамещающих запасных частей — один из приоритетов компании, наряду с освоением параллельного выпуска сложного химического оборудования. Уже в этом году помимо ремонта и выпуска запчастей, ИКЦ должен с нуля изготовить 27 позиций сложного оборудования, включая большой теплообменный пятиблочный аппарат 906А для цеха Аммиак-2 и аппарат воздушного охлаждения каскадного типа для цеха Аммиак-1.

«Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) обособила свой сервисный бизнес. Так, СУЭК объединила часть сервисов, в частности пять ремонтно-механических заводов в Хакасии, Забайкалье, Приморском и Красноярском краях в ООО «Единая сервисная компания» (ЕСК). Его основными направлениями деятельности заявлены увеличение загрузки оборудования и производственных площадей, повышение серийности, достижение продуктового лидерства, выстраивание партнерских отношений с крупными игроками отрасли. За пределами ЕСК обособленным предприятием остался ленинск-кузнецкий завод «Сиб-Дамель», но с передачей управленческих функций ООО «ЕСК». В состав сервисного бизнеса СУЭК входят также завод энергетического машиностроения «Элсиб» в Новосибирске и две компании по буровзрывным работам. На предприятиях этого направления в СУЭК занято 5,5 тыс. человек, а ООО «Сиб-Дамель» уже не один год выступает крупнейшим предприятием всей машиностроительной отрасли Кузбасса по размеру годовой выручки — 5,4 млрд руб. в 2022 году.

Импортозамещение – полное и частичное

Производство импортозамещающей продукции и оказание соответствующих услуг выступает одним из направлений работы ЕСК. Черногорский РМЗ (входит в ЕСК) в Хакасии в начале этого года разработал чертеж и технологический процесс на изготовление приводного вала для экскаватора японской марки Komatsu PC 4000, в мае запустил производство и произвел первую поставку. Причем не в рамках СУЭК, а на Ковдорский ГОК (актив «Северстали») в Мурманской области. Филиал ЕСК освоил также ремонт радиаторов и колесных дисков БелАЗов, ковша для фронтального погрузчика XCMG ZL50 китайского производства, футеровку кузовов и изготовление защитных козырьков для китайских самосвалов SITRAK. При этом первый заказ на футеровку кузовов и изготовление защитных козырьков поступил Черногорскому РМЗ не от предприятия СУЭК, а от дилера самосвалов SITRAK. В ситуации сохранения жестких антироссийских санкций и ограничений по импорту вероятно, что крупные промышленные компании и дальше продолжат развивать свое собственное машиностроение.

Успешные кейсы есть и у других российских компаний. Так, предприятие «СОМЭКС» недавно установило свой модернизированный дробильный комплекс на Норильской обогатительной фабрике («Медвежий ручей»).

Работа над проектом началась еще в конце прошлого года, когда фабрика обратилась в «СОМЭКС» с просьбой повысить производительность основной линии переработки рудного материала. К установке готовой техники компания приступила уже осенью. «СОМЭКС» осуществляет полный цикл производства оборудования и машин для добычи и обогащения полезных ископаемых, от проекта до готового изделия и пусконаладочных работ. Применяемые в дробильном комплексе колосниковый и отсеивающий грохоты, щековая дробилка, ленточный конвейер спроектированы и изготовлены с использованием передовых практик аналоговых моделей лучших зарубежных производителей. При этом стоимость оборудования на 32–38% ниже зарубежных аналогов.

Однако говорить о полностью импортозамещающем продукте пока рано. В дробильном комплексе «СОМЭКС» используются комплектующие автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУТП), которые пока не производятся в России. Кроме того, там установлен французский манипулятор-гидромолот Tecman, привезенный путем параллельного импорта через дружественные страны.

текст: Кристина Симонова, фото: belaz.by

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

− 6 = 4

Читайте также: