Угольная отрасль Кемеровской области довольно быстро оказалась в ситуации нового и внезапного снижения цен на уголь на зарубежных рынках. Представители угольных компаний Кузбасса заявили о вынужденном снижении расходов и приостановке инвестиционных проектов в связи с резким падением цен на уголь на мировых рынках с конца прошлого года, а также обратились к смежникам за снижением тарифов и иных платежей при экспортных поставках.
В середине июня этому вопросу было посвященно совещание в городе Кемерово по проблемам железнодорожной транспортировки угля. Реакция железнодорожников свелась к предложению улучшить управление грузопотоками, ускорить оборот вагонов, тем самым снизив издержки и угольщиков тоже.
Связанные одним рельсом
Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев в начале совещания традиционно напомнил, что угольщики и железнодорожники работают в одной связке и взаимно зависят друг от друга. Поэтому проводится такое совещание по совместному решению проблем перевозки угля по железной дороге. По его словам, «Кузбасс является стратегическим партнером «Российских железных дорог», поскольку добывает 60% всего угля в Российской Федерации, обеспечивает 75% угольного экспорта, производит 85% рельс для железных дорог, 100% весов и систем обслуживания весов, используемых на железных дорогах, производится в Кузбассе». Кроме того, угольная отрасль обеспечивает почти 45% всей погрузки на РЖД, обеспечивая таким образом загрузку железнодорожной системы России.
Цель проводимого совещания, по словам Сергея Цивилева, проговаривать все риски, проблемы и вырабатывать совместные решения, ведь все наше будущее – в партнерстве. Он заявил, что у кузбасского угля «огромное будущее», именно поэтому один из пяти создаваемых в настоящее время в России научно-образовательный центр «НОЦ Кузбасс» будет с такой специализацией, как «разведка, добыча, глубокая переработка твердых ископаемых, их транспортировка и энергетика».
Однако обсуждение на совещании было посвящено не перспективам и «огромному будущему», а текущим проблемам настоящего. Проблемам, появившимся неожиданно. Поэтому главными темами совещания стали обсуждение возможности снижения железнодорожных тарифов за перевозку угля и ставок операторских компаний за предоставление вагонов, улучшение качества планирования, развитие инфраструктуры железных дорог, которое бы позволило перенаправлять потоки угля в ту или иную сторону. Со стороны угольщиков едва ли ни главным стало предложение применить методики динамического ценообразования на перевозку угля в зависимости от меняющейся экономической ситуации на мировых рынках.
Сверхплановый рост экспорта
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило сделал акцент на том, что РЖД выполняет все ранее взятые на себя обязательства по вывозу каменного угля. По его данным, за 5 месяцев текущего года погрузка угля на сети железных дорог выросла на 0,8% в сравнении с уровнем аналогичного периода прошлого года, составив около 160 млн тонн.
Увеличение погрузки обеспечили экспортные поставки, которые выросли на 6%. Из Кузбасса угольщики отправили на экспорт 62,9 млн тонн угля, что составляет порядка 70% от общего экспорта данного груза из России. При этом перевозки угля на экспорт в Восточном направлении выросли на 3,1%, в Северо-Западном – на 11,3%. Алексей Шило напомнил, что в рамках долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» в этом году предусмотрено увеличение экспортных отправок угля на 1,5%, о чем ключевые грузоотправители были поставлены в известность в конце прошлого года. Тем не менее пока темпы роста экспорта намного выше запланированных по году полутора процентов.
Сдержанные темпы роста, предусмотренные долгосрочной программой, обусловлены проведением полномасштабных ремонтных работ на путях общей протяженностью более 6,3 тыс. км. Например, в 3 квартале только на Восточном полигоне капитальными видами ремонта планируется отремонтировать 986 км пути.
Это все делается, «чтобы инфраструктура была готова к выполнению тех задач, которые поставило перед нами руководство страны по вывозу углей из Кузбасса», – сказал замгендиректора ОАО «РЖД». При этом, учитывая, что Дальний Восток – это наиболее востребованное направление перевозок, компания уже сейчас интенсифицирует использование существующей инфраструктуры.
Ускорить вывоз кузбасского угля призвано развитие тяжеловесного движения, позволяющее увеличивать перевозки даже в условиях ограниченных провозных и пропускных способностей. За последние 6 лет средний вес грузового поезда на Западно-Сибирской железной дороге увеличен на 126 тонн, а количество тяжеловесных поездов – на 30%. Увеличивается скорость перевозок: при среднесетевой скорости доставки грузов в 2019 году 410 км в сутки, со станций Западно-Сибирской железной дороги каменный уголь следует со скоростью 527 км в сутки.
Александр Шило также признал, что перераспределение угольных потоков на экспорт привело к падению грузооборота в европейской части страны, из-за чего компания вывела из оборота около 400 локомотивов и подготовила планы по оптимизации численности персонала – примерно 3 тыс. человек. Однако это локальное снижение при общем росте погрузки угля он расценил как «резервы по наращиванию перевозок угля как внутри страны, в европейскую часть России, так и в направлении портов и пограничных переходов Северо-Запада и Юга, нужно научиться вместе управлять имеющейся грузовой базой и грамотно формировать спрос на малозадействованных направлениях перевозки», – отметил Алексей Шило.
По его словам, переориентация грузопотоков на недозагруженные направления позволит еще больше увеличить скорость доставки, а значит, оптимизировать оборот вагона и сократить затраты на вагонную составляющую. Очевидно, однако, что направления отгрузки мало зависят от угольщиков, но больше от складывающейся конъюнктуры внешних рынков и наличия свободных портовых мощностей.
Потери и предложения
Генеральный директор АО «ХК «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев сообщил со ссылкой на данные Минэнерго, что в этом году ожидается рост угольного экспорта из России почти на 20 млн тонн – с 190,1 млн тонн до 209,8 млн, а внутреннего потребления – на 12 млн тонн, с 169 млн до 180,7 млн тонн. Он отметил, что цены на уголь на мировом рынке резко снижаются – за последние 6 месяцев на европейском рынке они упали на 54%.
Поставки угля в этом направлении при текущих расходах, которые он привел, не приносят угольщикам никаких доходов, только убытки (см. схему №1). Поэтому компания несет значительные потери, и вынуждена «практически остановить реализацию инвестиционной программы 2019 года», а также сократить заказы подрядным организациям. Таковых у «СДС-Угля» – 200 партнеров, в которых занято около 10 тыс. человек.
В то же время европейский рынок угля имеет годовой объем в 865 млн тонн угля, на котором Россия занимает около 11%, 102 млн тонн поставок, и отказываться от этого рынка или снижать на нем долю нельзя. Поэтому, призвал Геннадий Алексеев, следует найти способ снизить тарифы на железнодорожные экспортные перевозки в западном направлении, применив индекс 0,872 к действующим ставкам, такое право дано АО «РЖД».
Кроме того, РЖД следует согласовывать планы перевозок угля в объемах, соответствующих техническим возможностям дорог. Тогда как в этом году было налицо несоответствие принимаемых (завышенных на 20–30%) планов перевозок ЦФТО с реальными провозными способностями железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении. Это привело к невыполнению угольщиками согласованных планов перевозок и к штрафной ответственности.
Генеральный директор ООО «Промугольсервис» (поставляет на рынок уголь новокузнецкого ООО «Ресурс») Елена Дробина сообщила, что к падению цен на европейском рынке привело снижение цен на природный газ при избыточном его предложении, политические решения об отказе от угля в пользу возобновляемых источников энергии и рост тарифов на выбросы углекислого газа. По этим причинам, а также из-за ограничений на украинский транзит и поставки, «Ресурс» сократил поставки на 200 тыс. тонн в месяц угля премиальных марок, что даст по году непоставку 2 млн тонн, остановил углепогрузочную станцию пропускной способностью 94 вагона в сутки, 42 единицы техники, отправил в отпуск 300 человек персонала, заморозил новое строительство и развитие. На складах под угрозой возгорания скопилось 500 тыс. тонн угля.
В связи с неопределенностью ситуации с Украиной она призвала к регулирующей определенности на ближайшее будущее с поставками в эту страну и через нее: «для нас любой результат – это результат». Если же поставки будут невозможны, в чем гендиректор ООО «Промугольсервис» была уверена, то, по ее словам, нужно подобрать другие маршруты транзита угля в страны Восточной Европы, в частности, в Чехию и Румынию. Иначе эти рынки займут другие поставщики, местные потребители уже начали к ним обращаться. По ее оценке, общие потери от недопоставки угля из-за ограничений, вводимых Россией в торговле с Украиной, составят 25 млн тонн премиальных металлургических марок и углей для пылеугольного вдувания.
В связи с этим появится избыток предложения данной продукции на внутреннем рынке. Потребление их на нем все равно не вырастет, оно стабильно, но это приведет к снижению цен на уголь уже внутри страны. Елена Дробина также попросила ОАО «РЖД» снизить тарифы как на грузовые перевозки, так и на порожний пробег на западном направлении, и призвала обеспечить увеличение поставок угля в восточном направлении, поскольку на рынке Восточной Азии (ценовой индекс на схеме FOB Newcastle) цены на уголь на 20 долларов выше, чем в Европе (индекс CIF ARA): 73,8 доллара за 1 тонну против 54,1 доллара (см. схему №2).
Рынок стал рушиться раньше
Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев заявил на совещании, что от снижения цен сегодня страдают угольные компании и угольные регионы, в первую очередь Кузбасс, и остальным участникам рынка угольных поставок, таким как железнодорожники, портовые и операторские вагонные компании следует это учесть. Иначе будут «плачевные последствия – потеря международных рынков, проигрыш в конкурентной борьбе».
После мероприятия он сообщил журналистам, что данное совещание было по работе и планам на лето, до сентября, затем планируется проведение еще двух подобных – в сентябре и в конце декабря для подведения итогов года. К участию в сентябрьском совещании планируется привлечь банки и лизинговые компании. Алексей Шило для снижения затрат угольщиков предложил оптимизацию стоимости доставки за счет сокращения оборота вагонов и повышение качества планирования. Он назвал «небезынтересным» предложение «СДС-Угля» разработать методику динамического ценообразования на перевозку угля в зависимости от меняющейся конъюнктуры мирового рынка. Но это «вопрос на стратегическую проработку», уточнил он. По его словам, ОАО «РЖД» рассмотрит также «точечные тарифные предложения» угольщиков.
Сергей Цивилев также напомнил, что год назад предупреждал о возможном «обрушении угольного рынка», но «он стал рушиться быстрее, что не связано с законами рынка, это политика… и тенденция может отыграть назад, но это гадание на кофейной гуще». Пока же, по его словам, «есть серьезная угроза, мы все вместе должны на нее реагировать». По данным специализированного агентства Argus, угольные цены на европейском рынке упали из-за того, что с сентября прошлого года в связи с низким уровнем воды в Рейне импортные поставки угля стали накапливаться в устье этой реки в Нидерландах. В декабре прошлого года на складах Роттердама и Амстердама были накоплены самые большие в истории такие запасы в 7,1 млн тонн, но зима в Европе оказалась теплой, и они превратились в значительные излишки на рынке. Еще в середине мая они составляли 6,6 млн тонн против 5,7 млн годом ранее.