На фоне повышающейся стоимости ручного труда в производстве в развитых странах, напротив, средняя стоимость робота упала за последние 30 лет вдвое. Сегодня основные продажи промышленных роботов приходятся на автомобильную, электронную и металлообрабатывающую промышленности.
Роботы берут на себя монотонные, грязные, опасные или дорогостоящие операции. Использование машин помогает повышать безопасность, снижать риски производственных травм работников, обеспечивать безостановочную работу станков и, как следствие, увеличивается скорость производства.
В России роботы находят применение как на крупных вагоностроительных производствах, так и на небольших предприятиях, например, металлообрабатывающих. Стоимость внедрения роботов снижается, и это делает роботизацию экономически оправданной не только для крупных, но и для средних и малых производственных предприятий.
«Одно из первых направлений применения промышленных роботов в России и один из драйверов для их дальнейшего распространения – это сварка», – считает коммерческий директор KUKA Robotics Петр Смоленцев. Такая ситуация была обусловлена как проблематикой процесса, требующего высокой точности и качества реализации, так и накапливаемым дефицитом кадров в металлообработке.
Опытных сварщиков на российском рынке, по наблюдениям экспертов компании-разработчика роботов KUKA, было и остается не так много, при этом таких профессионалов сложно удерживать, на фоне чего регулярно повышается стоимость их труда. Пандемия дополнительно урезала возможности привлечения дешевой рабочей силы и усложнила планирование производственного процесса.
Сегодня любой сотрудник может непредсказуемо уйти на больничный минимум на 2 недели. В такой ситуации риск простоев производства и, как следствие, серьезных убытков резко возрастает. Робот же не имеет этого недостатка и может выполнить эти работы быстрее и с гарантированным качеством, что дает менеджменту уверенность в стабильности.
Сварка по-прежнему остается основной сферой роботизации для металлообрабатывающих предприятий в России. Машины здесь применяются широко: во всех видах и способах сварки, обеспечивая стабильное качество и герметичность швов. При этом скорость, точность и гибкость промышленных роботов за последние годы значительно увеличились. А окупаемость такой техники составляет для среднего по размерам предприятия, по данным KUKA, менее 2-х лет.
К примеру, в результате установки трех роботов для сварки в российской компании-производителе велосипедов Forward трудозатраты, по данным самой компании, снизились в 8 раз. Время производства рамы сократилось с 40 до 5 минут. При этом роботы справляются с растущими требованиями потребителя к более сложному дизайну, легкому весу и другим опциям.
Сегодня использование роботов, способных передавать данные, повышает прозрачность процессов для анализа, упрощает оперативное слежение за производством и контроль за огромным количеством оборудования, минимизируя человеческий фактор в принятии решений.
«Алтайвагон» также активно внедряет в производство сварочных роботов. Для их приобретения предприятию в декабре 2021 года предоставлен льготный заем 150 млн рублей под 1% фонда развития Алтайского края. На эти средства завод закупит третью линию автоматической сварки. Один комплект такого оборудования заменяет 8 сварщиков и позволяет переместить их на другие работы.
В Заполярном филиале «Норникеля» успешно работает японский промышленный робот-сварщик Kawasaki. Это детище предприятия FAM-Robotics – официального интегратора промышленных роботов Kawasaki в России. Конструкция состоит из робота Kawasaki, сварочника производства Австрии и позиционера FAM-Robotics.
Деталь можно развернуть в удобное для сварки положение за счет того, что позиционер имеет два наклонных стола, которые вращаются в горизонтальной плоскости. Это увеличивает производительность: можно варить с большим током и скоростью. Кроме того, улучшается качество шва. Если деталь разворачивают, то можно избавиться от вертикальных швов и заварить все качественно в один заход.
На предприятии «Метровагонмаш» применение лазерной сварки алюминиевой боковины панели вагона ускорило весь цикл работ в 4 раза. Благодаря роботизации удалось добиться радикального снижения деформаций, а также значительно снизить длительность и стоимость последующих технологических операций, утверждают в компании.
текст: Мария Попова, фото: kawasakirobot.ru, kuka.com